БАКУ, 2 окт — Sputnik. Об изменениях, произошедших в системе образования по итогам прошлого учебного года, заместитель министра образования Джейхун Байрамов рассказал на ASAN Radio. В своем интервью в программе ASAN məktəb замминистра поэтапно коснулся всех ступеней образования.
По словам Байрамова, в общеобразовательной системе Азербайджана обучаются около 1,45 миллиона учеников.
"Хочу начать с дошкольного образования, которое является очень важной ступенью для всей системы образования. Это подтверждают как местные, так и зарубежные эксперты. В предыдущие годы охват дошкольным образованием был очень низким. Несколько лет назад Минобразования инициировало пилотный проект, который был с успехом одобрен Кабинетом министров. Было принято решение о расширении охвата детей дошкольным образованием", — заявил замминистра.
По его словам, за короткое время была подготовлена специальная программа по осуществлению поставленных задач. Педагоги начальных классов, которые должны были преподавать в дошкольных группах, прошли специальные тренинги: "В результате целенаправленной работы в прошлом году нам удалось увеличить охват дошкольным образованием до 55% детей пятилетнего возраста. В 2017-2018 году этот процент должен быть увеличен до 65%. Мы считаем это вполне реальной задачей. К 2020 году планируется, что группы дошкольной подготовки охватят 90% детей, и я говорю с полной уверенностью, что, увеличив охват дошколят, мы уже через несколько лет станем свидетелями повышения качества образования в начальных и средних классах".
Далее замминистра акцентировал внимание на школьных выпускных экзаменах.
По его словам, министерство уделяет особенное внимание результатам выпускных экзаменов 9-х классов, так как по их итогам оценивается не только уровень знаний учеников, но и как результат, уровень школы в целом: "Если сравнить результаты выпускных экзаменов 9-х классов, начиная с 2012 года, то с каждым годом в них заметна положительная динамика. Если в 2012 году процент учеников, получивших положительные оценки по всем предметам, составлял 50%, то в 2016 году он составил 67%".
Далее Байрамов рассказал, какая работа ведется с талантливыми детьми. "С 2014 года мы начали применять важные новшества в процессе работы с одаренными детьми. Мы ввели новые правила для предметных олимпиад, основанных на международных стандартах и как результат, в прошлом учебном году более 30 тысяч школьников приняли участие в предметных олимпиадах. А для младшей возрастной категории детей (5-6 классы) мы начали проводить предметные конкурсы. В прошлом году в них приняли участие более 15 тысяч учеников. Те дети, кто показывает на них высокий результат, привлекаются в подготовительные центры для подготовки к Республиканской и международным олимпиадам", — сообщил он.
На сегодняшний день два таких центра функционируют в Баку и один в Сумгайыте. В последующие годы планируется создание подобных центров в других городах страны.
Замминистра отметил, что азербайджанские школьники успешно принимают участие в международных олимпиадах и только за последние четыре года они завоевали более 100 медалей: "Ежегодно азербайджанские школьники принимают участие в пяти предметных международных олимпиадах. Если в 2013 году наши школьники завоевали всего три золотые медали, то в 2014 году их стало уже четыре, в 2015 году – шесть, в 2016 году – семь, а в 2017 году – восемь медалей".
"Особо хочу отметить, что в этом году, 11 лет спустя, азербайджанский школьник Рамиль Бабазаде завоевал золотую медаль на международной олимпиаде по химии, двое других участников азербайджанской команды — серебряную и бронзовую медали соответственно, тем самым подняв Азербайджан на 15-е место среди 78 государств, участвовавших в олимпиаде. Из всех стран СНГ, не считая России, азербайджанские школьники показали самые высокие результаты", — указал Байрамов.
Говоря о крупных реформах в системе образования, он отметил, что с 2014 по 2017 год прошло диагностическое оценивание знаний учителей по всей стране, что привело к увеличению их зарплат.
Представитель министерства образования особо отметил, что в январе 2018 года завершится первый этап повышения зарплат учителям по всей стране: "Также мы планируем расширить проведение тренингов по повышению квалификации педагогов. Диагностическая оценка позволила нам разработать и применять несколько модулей по повышению квалификации. Ведь, как неоднократно заявлялось, учитель — одна из самых важных составляющих в повышении качества образования в целом".
"В этом году более 1300 абитуриентов, набравших на вступительных экзаменах 500-700 балов, выбрали профессию педагога в качестве первой специальности. Из ни 261 человек стал студентом Азербайджанского государственного педагогического университета. Это рекордный показатель. В прошлом году эта цифра составляла всего 117 человек, а в 2014 году, если не ошибаюсь, всего 18 человек", — подчеркнул он.
Говоря о целях и задачах, поставленных министерством на 2017-2018 учебный год, Джейхун Байрамов отметил, что планируется запуск новых проектов, усовершенствование и продолжение старых.
"В прошлом учебном году состоялся первый выпуск групп "Сабах", большой процент выпускников которого с легкостью устроились на работу. Одной из приоритетных задач групп является отвечать запросам рынка труда, а также сотрудничество с работодателями. В группах преподают специалисты из частного сектора, и в новом учебном году мы планируем расширить это направление.
Далее замминистра рассказал о том, что для повышения качества образования за последние несколько лет министерство провело ряд оцениваний, также присоединившись к международным оценочным системам.
"В 2016 году мы приняли участие в международном оценочном исследовании PIRLS, в 2018 году примем участие в PISA, а в 2019 году – в TIMS. Учитывая имеющуюся широкую информационную базу, мы подготовили очень обширный план действий в различных направлениях и объявили 2017-2018 учебный год – Годом качества образования. Одной из приоритетных наших задач является сохранение достигнутых результатов и их усовершенствование", — заявил он.
Далее Байрамов подчеркнул важность развития сферы профобразования как для общества, так и для развития экономики страны в целом. Говоря о международном сотрудничестве в данной сфере, замминистра отметил совместный проект с Корейским банком, целью которого является создание в Баку нового профессионального образовательного центра. Работа в данном направлении уже ведется.
Также, говоря о нововведениях, замминистра заявил, что начиная с 2019 года ученики будут сдавать выпускные экзамены по новой системе: "Но это не означает, что будет изменено количество предметов, их также останется три – родной язык, математика и иностранный язык. В экзамены будут включены вопросы как открытого типа, так и письменные задания и так далее".
Далее замминистра ответил на вопрос ведущей о том, как продление "Контракта века" отразится на системе образования, какие изменения ее ждут.
"Представлю вам интересную статистику. В 90-е годы по специальностям в нефтегазовой и инженерной сферах приемный план составлял около 200 мест, а число желающих поступить по этим специальностям было примерно такое же, то есть заинтересованность абитуриентов в этой сфере была очень низкой. Однако после подписания "Контракта века" на специальности в этой сфере возник огромный спрос, так как появились новые интересные рабочие места, возможность карьерного роста. Можно сказать, что и по сегодняшний день специальности в данной сфере остаются одними из наиболее востребованных. На одно место приходится по четыре-пять, а в какие-то годы и больше желающих. Поэтому вступительные баллы по этим специальностям были повышены. Если в 90-е годы средний вступительный балл составлял 200, то сегодня он составляет 500 и выше балов", — отметил замминистра.
В этой связи он особо отметил роль Государственного университета нефти и промышленности, который ежегодно выпускает высококвалифицированных специалистов: "На его основе совместно с французский стороной два года назад был создан Французско-Азербайджанский университет, который также готовит профессионалов в своей области. Его выпускники будут получать двойные дипломы Страсбургского университета (передового французского вуза в области технических специальностей) и Государственного университета нефти и промышленности".
Как далее заявил Байрамов, в 2007-2015 годах была принята Госпрограмма обучения азербайджанской молодежи за рубежом: "В рамках данной программы 3588 человек получили возможность обучения в ведущих вузах мира. Большинство из них уже завершили свое образование и вернулись на родину. Положительным моментом является и то, что сотни из этих выпускников сейчас работают в вузах страны. Большинство из них посвятили себя академической деятельности, а другие работают в частном секторе, параллельно преподавая в вузах и делясь своим опытом с нынешними студентами. Все эти возможности были даны нам благодаря заключению "Контракта века", — заключил Байрамов.
Отметим, что ASAN məktəb является совместным проектом министерства образования и ASAN Radio. Цель проекта – информировать граждан о происходящих в сфере образования новшествах. В рамках проекта сотрудники министерства образования отвечают на вопросы слушателей, связанные со сферой образования.