БАКУ, 19 сен — Sputnik. Суфизм в средние века был широко распространен на территории Азербайджана, но мало кто знает, что древний город Джалилабад также был тесно связан с этим религиозно-мистическим учением.
Слово суфи — на арабском "суф" или "соф" — в переводе означает шерсть или ткань из шерсти, тем самым, суфием стали называть человека, который был одет в одежду из такой ткани.
Особенную популярность учение стало набирать с X века, распространившись во многих государствах средневекового Востока. Согласно сведениям средневекового историка Мухаммеда ибн Мунававара, только на территории Сирии существовало свыше 400 суфийских обителей – ханагях.
В XV веке путешественник Овлия Челеби, посетивший Азербайджан, писал о здешних обителях. В его записях можно найти упоминание о Ханагяхе Дири Баба шейха Ибрагима Ширвани в Маразе, святилищах шейха Рзы Султана и Афшара Бабы.
А доказательством тому, что и в Джалилабаде суфизм имел немало своих последователей, служит село Ханагях, расположенное высоко в горах (слово "хана" означает место, "агях" — знайте).
"Селу Ханагях больше 500 лет. Мавзолей "Ханагях" был построен в XIV-XV веках. Собственно, поселение стало образовываться вокруг этого святилища", – рассказал региональному корреспонденту Sputnik Азербайджан учитель истории Рза Рзаев.
В соседнем селе Тюлкели, которое входит в административную единицу села Ханагях, расположено другое святилище – мавзолей "Пирханджар". До 1937 года "Ханагях" и "Пирханджар" представляли собой единое строение. Появление этой обители, которую еще называют "Обителью дервишей", также связывают с именем шейха Захида Гилани, который в средние века проповедовал суфизм в Лянкяране.
По словам Рзаева, Пирханджар еще в советские времена оставалось местом паломничества и поклонения. Название святилища-мавзолея объясняется наличием на надгробных камнях похороненных здесь людей изображений кинжалов ("ханджар" в переводе с азербайджанского означает "кинжал" — ред.).
Всего на территории мавзолея десять надгробных камней (сандуга) с изображением кинжалов и солнца. При этом два из них имеют особую историческую ценность. Каждый из этих камней весит больше 200 килограммов, имеет длину 1,35 метра и высоту 70 сантиметров. На обоих камнях изображена сидящая верхом на коне женщина с покрытой головой.
Кроме того, на верхней стороны камня можно разглядеть изображения женского гребня, ожерелья, серег и других вещей: "По бокам камни украшены надписями, напоминающими арабскую вязь. Эти надписи до сих пор остаются нерасшифрованными. Рисунки на этих камнях дают основания говорить, что под ними захоронены суфийские женщины.
После установления советской власти в Азербайджане начались гонения на религию, и тогда же мавзолей был разрушен: "До наших дней дошли остатки мавзолея и две каменные могилы. Но, несмотря на разрушения, оно долгое время оставалось местом тайного посещения людей".
При этом Рзаев отметил, что захоронения выполнены в нетипичной для этих мест форме. Согласно канонам ислама, людей хоронят лицом к западу. "Но тут все по-другому – одна могила посередине, остальные расположены по кругу вокруг этой могилы, что лишний раз подтверждает, что здесь похоронены суфии. Согласно суфизму, даже после смерти муршида (наставника суфиев — ред.) его окружение присоединится к нему в другом мире", — сказал он.
Оба мавзолея — "Ханагях" и "Пирханджар" зарегистрированы отделом культуры и туризма Джалилабадского района как памятник истории. В настоящее время мавзолей "Ханагях" – "Пирханджар" нуждается в реставрации и охране.