Аяз Яшылйарпаг, Sputnik Азербайджан
В поселке Гарачала Сальянского района, у склона горы Гюровдаг, есть пещера под названием Вагам. Это место на протяжении многих столетий является святилищем, куда стекаются тысячи паломников со всей страны.
Пещера находится глубоко в земле, сверху накрыта большими камнями и булыжниками, а войти в нее и передвигаться внутри можно только на четвереньках – высота тут чуть превышает метр.
Потолок и стены пещеры каменные, и для того чтобы она не обрушилась, изнутри установили опорные столбы. На входе в пещеру паломники построили каменную лестницу, расширили вход, оштукатурили его. Здесь же неподалеку построили мечеть, соорудили навес, расставили скамейки.
Святость пещеры связана с Həzrət baba ("Святой дед")
Консультант Центра культуры города Ширвана Эльдар Гамарли сказал в беседе со Sputnik Азербайджан, что Вагам – не единственная пещера в Гюровдаге, но многие из них разрушились: "Есть пещеры, строение и историческая значимость которых намного богаче и интереснее, чем в Вагаме. Но ни одна из них не стала святилищем".
А все потому, что когда-то в этой пещере жил ближневосточный поэт, философ и путешественник, известный под псевдонимом Баба Кухи.
В исторических источниках, а также в народных легендах встречается такое количество различных псевдонимов Кухи, что сама вероятность того, что все они принадлежат одному и тому же человеку, периодически становилась предметом спора между исследователями.
Согласно опять-таки неточным данным, его полное имя звучит как Абу Абдуллах Мухаммед ибн Абдуллах ибн Убейдуллах ибн Бакуя. Последнее имя дает основание некоторым ученым предполагать, что Кухи родился в Баку, однако точное место его рождения науке пока неизвестно. Как и точная дата рождения и смерти — предполагается, что он жил на рубеже X и XI веков и прожил более ста лет.
В народе его также называли "Святой дед" и "Снежный дед".
На Востоке Кухи считался мюридом (учеником – ред.) суфия Абу Абдуллаха ибн Хафифа, известного как "большой шейх", а также одним из первых видных представителей суфийской поэзии. Многие исследователи отмечают у него три крупных поэтических произведения, а также диван (собрание поэтических произведений) на фарсидском языке. Некоторые ученые предполагают, что Кухи еще за 30-40 лет до Бируни и за 500 лет до Коперника уже высказывал идеи по поводу гелиоцентрической системы земли.
Если святость этим местам придают не камни, а историческая личность, то мы обязаны рассказать о ней подробнее. И первый вопрос, который может возникнуть у любого читателя:
Кем был Кухи, почему и откуда он пришел в Вагам?
Исследователи считают, что Кухи – старший брат Пир Гусейна, который был везиром во дворце Ширваншахов (кстати говоря, мавзолей Пир Гусейна возле реки Пирсаатчай также веками остается местом поклонения). По легенде, братья часто спорили, их взгляды во многом расходились, поэтому Кухи и решил уехать.
Какое-то время он жил в долине Пирсаатчай — к югу от Шамахи, потом у склона Бабадага, который ныне также находится на территории Шамахинского района. Даже свою старость философ провел в путешествиях. Долгое время он жил в городе Нишапур возле Мешхеда в Иране, потом остановился в Ширазе, поэтому его также называют Нишапури и Ширази. Исследователи, ссылаясь на его собственные произведения, пишут, что в своих путешествиях он собрал тридцать тысяч историй и три тысячи хадисов.
По словам Гамарли, он не встречал нигде в научной литературе сведений по поводу того, что Кухи жил в Вагаме: "Однако, многовековая вера людей и легенды, которые передавались из поколения в поколение и дошли без изменений до наших дней, не могут считаться безосновательными. Между Вагамом и Пирсаатчаем расстояние 30-35 километров. Может быть, Дед Кухи действительно сперва жил там, а потом переселился в пещеру".
Исследователь также обращает внимание на то, что научная литература и легенды во многом схожи: "В обоих говорится о том, что он жил в горах, в пещере и особенно отмечается его святость. Слово "кухи" в его имени означает "человек гор", "человек, живущий в горах" (по фарсидски "кух" означает "гора")".
Зачем нам нужен Кухи?
Многие паломники, которые приходят к святилищу, не знают, что Кухи являлся исторической личностью, ничего не слышали о его жизни и деятельности, философских взглядах. Он для них всего лишь сверхъестественная сила. Он вселяет надежду, и люди верят, что каждая произнесенная у его очага молитва принимается Всевышним.
И простых людей не в чем упрекнуть – во многом наследие Кухи, его произведения, которые хранятся в различных библиотеках мира, все еще ждут научного исследования.
Но если все же отложить в сторону литературу, философию, вопрос веры и самого Кухи и взглянуть на Вагам просто как на пещеру? Разве не может небольшая пещера поведать о более древней истории этой земли? Ведь даже школьник знает, что пещера – это место обитания первобытных людей. Также на кладбище рядом с пещерой есть немало древних могил, и, хотя надписей на большинстве могильных камней нет, они могут о многом поведать своими формами и стилем.
Тысячелетняя вера людей и, возможно, даже сама сверхъестественная сила Кухи не дали стереть его имя из истории. Тогда почему же в это святилище не прийти ученым?
Согласно поверьям, Кухи ушел из Вагама в Бабадаг и там пропал. Более того, утверждается, что это гора получила свое название именно после того, как стала пристанищем "Святого деда".
Примечательно, что его могила в Ширазе также стала местом паломничества.
И сам философ как будто предвидел любовь народа, которая будет длиться тысячу лет, когда писал эти строки: "Сердце Кухи, освободившись от тела, упало в огромную пучину…"