Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
На днях министр экономики Турции Нихат Зейбекчи сообщил о намерениях Анкары подписать таможенное соглашение с Евразийским экономическим союзом, создав с ЕАЭС зону свободной торговли. Переговоры по этому вопросу могут завершиться в этом году, отметил Зейбекчи.
Действительно, структуры Евразийского экономического союза (прежде всего Евразийская экономическая комиссия), объединяющего пять постсоветских стран, в настоящее время ведут переговоры с целым рядом государств (их почти два десятка) о расширении экономического взаимодействия в формате присоединения этих стран к ЕАЭС, к процессу формирования евразийской Зоны свободной торговли.
Установление особых торговых, таможенных и иных отношений с ЕАЭС не подразумевает обязательное вступление тех или иных стран в состав Союза, но оно допускает заключение специальных Соглашений, подразумевающих режим ЗСТ по отдельным товарам.
Такие Соглашения уже имеются у ЕАЭС с Вьетнамом. Расширяется экономическое сотрудничество Союза с Сербией, Ираном, Египтом, Монголией и Таиландом, которое должно в ближайшее время закончиться подписанием соответствующих Соглашений.
Ведутся переговоры о возможностях расширения экономического взаимодействия с Азербайджаном и Турцией. А всего около пятидесяти стран высказали свой интерес к сотрудничеству с Евразийским экономическим союзом.
ЕАЭС и Россия становятся все более привлекательными партнерами для стран-соседей, поскольку в мире по факту начинаются и обостряются торговые войны с применением странами Запада методов кнута и пряника (против РФ, Ирана, Сирии, Северной Кореи, ЕАЭС и проч.) под надуманными предлогами.
На примере применения и расширения экономических санкций США и стран Евросоюза по отношению к названным выше государствам мы видим, что Всемирная торговая организация (ВТО) не справляется со своими обязанностями и не способно обеспечить равные условия для всех своих членов.
ВТО – проамериканская структура, в которой все активнее заправляют проамериканские чиновники, а также лоббисты ведущих транснациональных корпораций.
В такой ситуации в большинстве стран возникает естественное желание и стремление защитить свои экономические интересы, опершись на региональные экономические союзы. В Евразии это, в первую очередь, ЕАЭС и ШОС.
Евразийский экономический союз в настоящее время проводит колоссальную работу по унификации законодательств стран, входящих в ЕАЭС, а также по совершенствованию механизмов взаимовыгодного торгового, транспортно-логистического, транспортного, санитарного, энергетического, инвестиционного и других взаимодействий, способствуя минимизации экономических издержек и оптимизации сотрудничества стран-соседей в самых разных областях.
И такая работа не только дает свои плоды, но и не может не быть привлекательной для большинства евразийских стран, втягиваемых в процессы взаимной торговли и иного сотрудничества в пространстве Евразии.
Соответственно, открывающиеся в этом процессе перспективы не могут не привлекать, в первую очередь, те страны (Азербайджан, Турцию, Иран, Пакистан, Малайзию и тому подобные), которые уже так или иначе присутствуют на российском или казахстанском рынках.
С другой стороны, Евросоюз уже фактически закрыл свой рынок для продовольственных товаров из-за рубежа, в связи с чем у той же Турции возникли серьезные проблемы при экспорте сельскохозяйственной продукции. Есть потребность в расширении сбыта своей сельхозпродукции за рубеж и у Азербайджана.
В такой ситуации расширение торговых и иных экономических связей южных соседей России со странами ЕАЭС – объективный и перспективный процесс, который будет нарастать.
Полагаю, что итогом первого этапа данного процесса может стать подписание Турцией и Азербайджаном соответствующих Соглашений с ЕАЭС, предусматривающих особый таможенный режим для группы товаров. А в перспективе Турция и Азербайджан могут претендовать на статус наблюдателей в ЕАЭС (по примеру Молдовы) или привилегированных партнеров Союза. Могут быть и другие варианты взаимодействия.
Сегодня в СМИ Азербайджана и Турции обсуждается вопрос, а не воспользуется ли Армения, как полноправный член ЕАЭС, своим правом вето в случае с присоединением Азербайджана и Турции к программам ЕАЭС. Что вполне естественно. Так, в минувшее воскресенье министр иностранных дел Армении Шаварш Кочарян назвал заявление представителя Анкары о намерении Турции присоединиться к таможенной территории ЕАЭС абсурдным.
С моей точки зрения, абсурдом вступление Турции в ЕАЭС может казаться лишь с позиций сегодняшнего дня. Но ситуация в пространстве Евразии меняется, и подчас так быстро, что вчерашние противники могут в одночасье стать друзьями и наоборот (история с Катаром – тому самый показательный пример). Да и не идет речь сегодня о вступлении Турции в ЕАЭС. В Евразийском экономическом союзе рассматривают вариант расширения экономического сотрудничества с Турцией, что определяется объективными потребностями в экономическом развитии каждой из стран Союза.
Уверен, на Кавказе – в отличие, например, от стран Балтии – умеют разделять политику и экономику.
Один из примеров – Грузия, которая проводит в регионе проамериканскую и проНАТОвскую политику, но экономически сотрудничает с тем же ЕАЭС и Россией, видя в них своих ключевых экономических партнеров.
Да, в структурах ЕАЭС мнение Армении по многим вопросам является решающим (что естественно для ситуации, когда решения в Союзе принимаются методом консенсуса), но нужно иметь в виду и то, что это все-таки экономический союз, в котором политика является личным делом каждой из стран Союза.
А вот экономический прагматизм – это та платформа, которая создает условия для развития торговых связей ЕАЭС с любыми соседями, будь то Турция, Азербайджан или любая другая страна.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.