Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
На этой неделе произошел ряд событий, так или иначе связанных с проблемой карабахского конфликта. В частности, в столице Турции глава Азербайджана встретился с государственным секретарем США Рексом Тиллерсоном, с которым обсудил, помимо прочего, Карабах.
Одновременно с переговорами в Стамбуле, министры иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмар Мамедъяров и Эдвард Налбандян встретились в Брюсселе в присутствии сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху.
Но, если первое событие не вызывает вопросов, поскольку США – реальный экономический партнер Азербайджана в ключевом направлении экономического развития этой страны (добыча нефти и её транспортировка), то визит в Брюссель глав внешнеполитических ведомств двух стран вызывает недоумение.
Начну с того, что штаб-квартира Минской группы ОБСЕ, которая была создана 25 лет назад для обеспечения переговоров сторон, заинтересованных в решении карабахской проблемы, находится в Вене, а не в Брюсселе. Тем более выбор столицы Бельгии в качестве площадки для переговоров глав МИД Азербайджана и Армении не имеет никакого смысла.
Да, в Брюсселе находятся штаб-квартиры НАТО и ЕС, но какое они имеют отношение к карабахскому конфликту?
Такое ощущение, что азербайджанских и армянских дипломатов больше волнуют вечные переговоры в уютных офисах западно-европейских столиц, чем решение приграничного конфликта, забравшего жизни тысяч людей с обеих сторон.
Ну допустим, что место для переговоров министров иностранных дел Азербайджана и Армении определили чиновники ОБСЕ. Однако и здесь возникают вопросы: ОБСЕ решают, что и где делать полномочным представителям суверенных государств?
Но и это еще не всё. Лично я вообще не понимаю, зачем в качестве посредника на переговорах по проблеме одного из евразийских анклавов нужна некая европейская структура, которая за 25 лет существования специальной (Минской) группы не продвинула переговоры между Азербайджаном и Арменией ни на дюйм.
С моей точки зрения, за эти четверть века количество тех, кто пришел к выводу, что Минская группа ОБСЕ не заинтересована в том, чтобы решить карабахский конфликт, существенно возросло.
Да, ОБСЕ, возможно эффективна в решении вопросов безопасности в Европе, хотя, к примеру, теракты последних лет в самом центре континента (в Париже, Лондоне, Берлине, Брюсселе и т.п.) с лихвой опровергают это предположение. И если эта структура не может обеспечить безопасность в самой Европе, то что она может сделать в Евразии – на другом континенте?
Все более очевидно, что западно-европейским структурам и политикам — не место в Евразии, и судьбу, например, Закавказья могут и должны решать сами евразийские державы. Без разного рода ангажированных квазипосредников со стороны.
Азербайджан и Армения нуждаются в иных посредниках – в лице институтов и организаций тех стран региона, которые кровно заинтересованы в обеспечении безопасности у своих границ.
Замечу, что в период сирийской войны в северной части Ближнего Востока и в Закавказье началось сближение трех ведущих центрально-евразийских держав – России, Турции и Ирана. Полагаю, что именно эти страны (а не Финляндия, Швеция и другие, весьма далекие от Ближнего востока участники Минской группы ОБСЕ), объективно заинтересованы в создании эффективной системы коллективной безопасности в названном регионе.
Полагаю, что пришло время сформировать коалицию трех больших региональных держав (Иран, Турция и Россия) и трех государств Закавказья (Азербайджан, Армения и Грузия) как важнейшего института системы коллективной безопасности в регионе.
После этого переговоры по Нагорному Карабаху следует проводить уже не в Вене или Брюсселе, а в любых нейтральных по отношению к карабахскому конфликту евразийских столицах (Тбилиси, Тегеране, Минске, Астане, Минске). Максимум, на что должна рассчитывать в таком случае ОБСЕ – это участие в переговорах по Нагорному Карабаху в качестве стороны — наблюдателя.
Лично у меня нет никаких сомнений в том, что ОБСЕ – организация, которая своими действиями в Югославии, на Донбассе, в Сирии и в других горячих точках доказала необъективность и нечистоплотность своих действий и позиции. В конце 90-х годов прошлого века она закрыла глаза на бомбардировку американскими ВВС Белграда и других городов Сербии. В 2014-2016 гг. ОБСЕ поддержала неонацистов в Киеве, и сегодня эта организация – важнейший инструмент гибридной войны Запада против таких государств, как Россия, Сирия, Иран и проч.
С моей точки зрения, в Евразии давно необходимо создать незападный аналог ОБСЕ – структуру, которая могла бы выступить партнером ОДКБ. Подобное предложение автор озвучил, в частности, в ходе недавнего Первого российско-иранского социально-культурного форума в Уфе, проведенного под эгидой российского Федерального агентства по делам национальностей.
Что же касается Минской группы ОБСЕ, то члены этой группы очевидно не могут удовлетворить интересы обеих сторон (и Азербайджана, и Армении), но они также не могут удовлетворить интересы какой-либо одной из сторон конфликта, если только чиновникам ОБСЕ, например, банально не заплатить тем или иным способом за их позицию.
Полагаю, единственное, на что способна эта структура, это максимально долго имитировать стремление к организации диалога, на деле держа внешнеполитические ведомства Азербайджана и Армении на длинном поводке и всячески способствуя сохранению в Карабахе патовой ситуации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.