Язык не поворачивается назвать первый визит Дональда Трампа за пределы США "первым блином, который оказался комом". Гигантскую работу проделал Трамп за те несколько дней. Отхватить у саудитов контракты почти на 400 миллиардов (из них более 100 только военные), потом испортить на саммите G-7 остальным членам настроение, при этом недвусмысленно дав понять, что "парадом командует именно он", дано не каждому.
О ляпах Трампа во время визита написано более чем достаточно, повторяться нет смысла. Проще просто сказать, что ляп Обамы, выскочившего из самолета с картонным стаканчиком кофе, просто детская шалость по сравнению с Трампом. Хорошо хоть супруга у него достаточно серьезный человек, иначе Трамп мог выкинуть "брынцаловскую шалость".
Да, говорят, что он не искушен пока в глубоких азах большой политики, но это не помешало ему не только поставить на уши всю Европу, но заставить немецкую "железную леди" выступить со скоропалительным заявлением. Правда, с последующим сожалением. Но было уже поздно, огни поезда уже были совсем далеко. Что же все-таки стояло за криком души Меркель? Скорее всего, одна из причин заключается в оковах, в которые заключили Германию после второй мировой войны в виде членства в НАТО под англосаксонским руководством. Германия всегда хотела быть свободной, но как побежденная страна, она была вынуждена принять все условия мира и все ограничения, закрывавшие ей возможности ведения независимой внешней политики, политики в сфере безопасности и военного строительства. Но усилиями сменявших друг друга правительств ФРГ добилась возвращения ей почти всего, что присуще полностью самостоятельному, независимому государству. Почти всего, — даже армии, хотя и без ядерного оружия.
Но внешнеполитический курс Берлина оставался полностью в зависимости от НАТО, где все определяет Вашингтон. Подчинение ФРГ воле Америки давно стало притчей во языцех, оно постоянно вызывает насмешки у соседей и скрытое негодование самих немцев. Казалось, что конца ему не будет. Однако перемены пришли с появлением в Белом доме Дональда Трампа.
Трамп фактически, сам того не понимая, разбудил "немецкий бунт". Сперва он стал требовать от европейцев повышения платы за членство в НАТО. Потом пригрозил задушить Германию многомиллиардными штрафами. Короче говоря, это был самый неприкрытый шантаж. Трамп, фактически говоря об отношениях США и ЕС, как данности, с другой стороны дал понять, что никакими европейскими проблемами (Греция, Украина, Балканы, Каталония, Brexit) заниматься не намерен.
Большие ожидания у Ангелы Меркель были от Эммануэля Макрона. Но тот, в отличие от итальянского премьера Паоло Джентиллони, однозначно давшего понять, что поддерживает риторику Меркель, решил благоразумно промолчать, чем несколько обескуражил канцлера. Правда, у Меркель в Европе достаточно сторонников "независимости".
В связи с этим можно вспомнить, что еще несколько месяцев назад в пользу большей европейской самостоятельности, в частности, в военных вопросах, высказывался глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Это означает, что в среде брюссельской бюрократии идеи Меркель пользуются влиянием. Это важно. Это означает, что тема отказа от зависимости от Америки и Британии стала общенациональной. Это — новый курс, который будет проводиться при любом исходе выборов. Хотя мало у кого есть сомнения, что победит в них Ангела Меркель.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.