В этом году исполняется 100 лет революциям, изменившим ход мировой истории и напрямую повлиявшим на будущее нашей страны. Sputnik Азербайджан продолжает цикл публикаций о значении двух революций для Азербайджана.
Конец XIX века для Российской империи стал началом крупнейших изменений во многих отраслях. Быстрые темпы экономики требовали все большее количество грамотных людей. В период правления царя Николая II предпринимались значимые шаги в деле реформ системы образования. По данным исследования, проведенного в 1894 году Комитетом грамотности России, начальных училищ и школ грамотности в то время было — 60592 с 2970066 учащимися. Конечно, для империи с населением 180 миллионов этого было явно недостаточно.
Перепись населения 1897 года выявила лишь 21% грамотного населения в Российской империи. Сюда причислялись даже те люди, которые умели читать и не умели писать.
Во многих странах Европы уже давно была преодолена массовая неграмотность
На то были свои причины. Во-первых, в Российской империи не было закона о всеобщей грамотности. Во многих странах Европы уже давно была преодолена массовая неграмотность населения и было введено всеобщее обязательное обучение. Законы о всеобщем обучении приняты: в Пруссии — в 1717 и 1763 годах, в Австрии — в 1774, в Дании — в 1814, в Швеции — в 1842, в Норвегии — в 1848, в США — в 1852-1900 годах, в Японии — в 1872, в Италии — в 1877, в Великобритании — в 1880, во Франции — в 1882 году. Конечно, ликвидировать безграмотность в небольших странах Европы было делом несложным. А вот, к примеру, население британских и французских колоний было безграмотным. Даже сегодня в Индии, бывшей британской колонии, число неграмотных составляет 287 миллионов человек. И сами законы начали действовать не сразу, а сопровождались длительными дискуссиями в обществе. Опять же в Англии этот процесс продолжался почти 37 лет, вступив в полную силу лишь в начале XX века.
У России были свои сложности в вопросе ликвидации неграмотности. Огромная территория, отсутствие современных средств коммуникации, плохие дороги и нехватка финансирования создавали множество проблем в деле развития образования. Границы империи постоянно расширялись, а распространение систем управления запаздывало. Часто российская администрация передавала львиную долю полномочий по части управления местным структурам, общинам. Русский язык не играл еще роли связующего звена между разными народами империи. Это потом при Советском Союзе преподавание русского языка будет поставлено на поток, и он станет языком межнационального общения.
В мусульманских провинциях пользовались арабским алфавитом
Каким должно быть среднее и высшее образование в империи? Следует ли давать образование всем жителям России на русском языке или же использовать имеющиеся алфавиты у других народов? Как финансировать образовательную систему?
Все эти вопросы обсуждались в обществе. Конечно, образование в центральных губерниях было организовано намного лучше и в среднем половина населения была грамотной. Самый высокий процент грамотных дали три Прибалтийские губернии с результатом 70-80 процентов. Высокая грамотность отмечена также в Финляндии. На Кавказе уровень грамотности определялся на уровне 22 процентов. Особо низкие показатели по части грамотности зафиксированы на Северном Кавказе и Средней Азии. В мусульманских провинциях зачастую параллельно с русским пользовались арабским алфавитом, на котором выпускались газеты, издавались книги, велось преподавание.
Тогдашняя Россия была сословной, и наиболее просвещенным являлось дворянство — 95 процентов от взрослого состава этой группы. Образованность среди квалифицированных рабочих составляла в среднем по стране 70 процентов, в Петербурге — 82 процента, в Москве — 70 процентов, на юге России — до 85 процентов.
Среди мужчин грамотных было больше, чем среди женщин, — 30 процентов против 13, а среди городских жителей — больше, чем среди сельских, — 45 процентов. Но c самого начала правления Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование.
Возникали проблемы с финансированием образования
Образованная после первой русской революции 1905 года Государственная Дума готовила проект осуществления реформы образования в 1908-1912 годах в половине губерний России, европейской части — до 1918 года, а по всей империи — к концу 1920-х годов. К 1917 году часть задуманного удалось осуществить в европейской части империи.
Возникали проблемы с финансированием образования, так как война с Японией, а затем I Мировая требовали огромных вложений. Часть школ финансировалась непосредственно из казны, а для создания новых школ Министерство народного просвещения России выдавало денежные кредиты земствам. Львиную долю составляли пожертвования, что было обычной практикой. Финансирование системы образования шло в основном за счет пожертвований и земств. Так, в 1903 году размер средств содержания начальных школ составлял около 59 миллионов рублей, из которых: 30,1 миллиона приходилось на счет земств, сельских и городских обществ; 15,8 миллиона — казенное ассигнование; 13 миллионов — пожертвования, средства от платы за обучение и из других источников.
Большевики понимали важность немедленной ликвидации неграмотности по стране
Процесс ликвидации неграмотности шел постепенными темпами, определенные результаты были налицо. Но в целом основная масса крестьянства и значительная часть рабочего класса не умела писать и читать. В царской России класс управленцев состоял в основном из дворянства, это были хорошо обученные, образованные люди. Россией управляли незначительным количеством чиновников и полиции. Развитие страны требовало подготовки все новых и новых кадров, их явно не хватало, нужно было организовать массовое обучение грамоте все население империи. С этой задачей царское правительство не справлялось в достаточной мере. Нужно было обучить грамоте миллионы людей, и для этого требовались решительные меры.
Падение монархии в феврале 1917 стало возможным именно из-за темпов осуществляемых реформ в стране. А захватившие в октябре того же года власть большевики понимали важность быстрого решения стоящих перед ними задач, одной из которых было немедленная ликвидация неграмотности по стране. Уже в декабре 1917 года в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Надежды Крупской (с 1920 года — Главполитпросвет), одной из главных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране. Большевистское правительство решало стоящие перед ним задачи жесткими и принудительными мерами.
Даже уровень религиозного образования был довольно низок
При этом центральная власть ставила задачу обучения всех жителей Советского Союза независимо от национальной принадлежности. А ведь такая задача требовала концентрации всех сил. Например, до революции в Азербайджане было принято отдавать детей или в медресе, или отправлять к мулле. Но даже уровень религиозного образования был довольно низок. Если обратиться к источникам того времени, то можно найти множество фактов, свидетельствующих о проблемах образования.
Великий азербайджанский актер Гусейнгулу Сарабский в книге "Старый Баку" описывает обучение в медресе таким образом: "В прошлые времена дальновидные отцы, отводя своих малолетних сыновей к молле, чтобы зря не бегали по улицам, поручали воспитывать их в строгости со словами: "Мясо твое, кости – мои", — что означало бить в случае надобности, мол, от битья еще никто не умер, зато будут послушными и грамоте научатся, в будущем пригодится. Первый урок обычно начинался со вступления в Коран на арабском языке, дети были обязаны повторять каждое слово и каждую фразу вслед за моллой. Очень часто молла с заложенным носом, произносил букву "л" как "н", дети повторяли за ним, тогда он возмущался, говорил: не говори, как я, а скажи "л", опять произнося его как "н", дети опять повторяли за ним".
А свой печальный опыт обучения у муллы Сарабский описал в книге "Воспоминания одного актера". Имея склонность к учебе, в детстве актер просил родителей отдать его в школу. Он учился сначала у одной муллы-женщины, затем у другой, но так и не усвоил ничего путного. Ему приходилось заниматься домашними работами вместо чтения Корана. Никто из домашних не знал тонкостей религии и поэтому, когда маленький Гусейнгулу имитировал чтение святой книги дома, то все радовались грамотности мальчика. А когда обман раскрылся, его строго наказали.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.