Заур Мамедов, политолог, кандидат политических наук, преподаватель Академии государственного управления при Президенте Азербайджана
Почти все кандидаты в президенты Франции поддержали армян в вопросе Нагорного Карабаха, но этому не стоит удивляться, как и не стоит относиться к их словам серьезно.
Уже не в первый раз в истории этой страны перед различными выборами кандидаты и партии высказываются в пользу армян. Кандидатам нужен электорат, а во Франции, как известно, большая армянская диаспора. После выборов все эти заявления благополучно забудутся.
Последние заявления Марин Ле Пен и Франсуа Фийона по Карабаху свидетельствуют о том, что у кандидатов в президенты Франции весьма слабые познания в истории. А это довольно унизительно для людей, собирающихся возглавить такую страну, как Франция.
К примеру, Фийон утверждает, что в апреле 2016 года Азербайджан попытался силой завладеть Нагорным Карабахом. Только не осведомленный о прошлогодних событиях человек может выступать с такими неграмотными заявлениями. Тогда как Ле Пен и вовсе утверждает, что "геноцид армян" 1915 года должен быть широко признан всеми странами мира, а Турция, наконец, должна пересмотреть эту трагическую страницу своей истории.
После таких слов Ле Пен непременно хочется напомнить, что именно Франция виновата в геноциде алжирцев и массовых преступлениях против других народов.
Для французского колониализма была характерна порочная ментальность "цивилизатора". Французы были настолько уверены в своем превосходстве, что даже не воспринимали туземцев как представителей одного с ними биологического вида. Колонизатор просто не задавался вопросом о человеческой природе азиата и африканца, относился к туземцам как к дикарям, неспособным воспринять цивилизацию. Виктор Гюго в одной из своих книг писал, что "с варварами нужно разговаривать на языке силы". За весь период колониального правления в Алжире с 1830 по 1962 годы французскими войсками были убиты миллионы мирных жителей этой страны.
Одним из важнейших факторов на предстоящих всеобщих выборах Франции является этнолоббистский компонент. Нужно учесть, что армяне Франции — не только активные избиратели, но и спонсоры предвыборных кампаний кандидатов в президенты. Кандидаты будут стремиться добиться поддержки со стороны в том числе и армян, обладающих серьезными электоральными и финансовыми ресурсами.
Армянские общины представляют высокий интерес по причине компактного сосредоточения в ключевых городах и высокого уровня институциональной организованности. Во Франции около 500 тысяч армян, и их поддержка нужна кандидатам. Но армяне до последнего момента не скажут, за кого они будут голосовать.
Понятное дело, что предвыборные обещания есть предвыборные обещания и после выборов все изменится. А кто сказал, что они их выполнят? Следует отметить, что невозможно привлечь избранное лицо к ответственности за его действия или бездействие. Французским политикам все равно, что происходит и будет происходить на Кавказе.
Предвыборная кампания во Франции проходит довольно грязно. И на фоне всего происходящего шансы на победу у Эммануэля Макрона, который сегодня лидирует среди кандидатов, значительно выше. Хотя, учитывая то, что буквально каждый день появляются новые компроматы на кого-то из кандидатов, все может измениться.
И если в 2012 году за правых и левых проголосовали 50 на 50, то сейчас ситуация иная и имеются опасения, что и во Франции не обойдется без сюрпризов.
Макрон не является представителем традиционного французского истеблишмента, он умеренный центрист. К тому же он молод и близок к тому, чтобы стать новой мечтой французских женщин.
В свою очередь, Лен Пен — кандидат-сюрприз, который, согласно социальным опросам, на выборах не победит. Однако такие оценки ей только на пользу, так как прогнозы, в которых Макрон фигурирует как явный победитель, могут привести к тому, что многие потенциальные его сторонники просто не придут на второй тур.
Что касается Фийона, то он ветеран политики. Его наставниками стали последователи Шарля де Голля Жоэль Ле Тель и Филипп Сеген. К тому же, кандидата "республиканцев" сейчас поддержал и бывший президент Франции Николя Саркози.
Неопределенность прогнозов связана с тем, что до сих пор едва ли не каждый третий избиратель еще не решил, будет ли он участвовать в голосовании.
Но кто бы ни пришел к власти, политика Франции по отношению карабахскому вопросу не изменится. Мы прекрасно понимаем, что от того, кто победит на выборах, Франция как посредник Минской группы ОБСЕ более или менее объективной не станет.
Что же до того, может ли Азербайджан в случае прихода к власти Ле Пен или Фийона потребовать выхода Франции из МГ ОБСЕ, то смена сопредседателей – это сложный вопрос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.