Рамелла Ибрагимхалилова, Sputnik Азербайджан
БАКУ, 19 апр — Sputnik. Применение обновленного законодательства, ужесточающего наказание за сдачу частного жилья в аренду для организации и содержания борделей, не заставило себя ждать. Столичная полиция, засучив рукава, приступила к рейдам по выявлению владельцев жилья, в которых обнаружен хотя бы мизерный намек на проституцию.
Беда в том, что законодатели в стремлении пополнить государственный бюджет забыли об одном весьма важном нюансе – неприкосновенность частной жизни.
Как именно правоохранители понимают словосочетание "содержание притона" и как определяют грань между борьбой с проституцией и вмешательством в частную жизнь? Скорее всего, под категорию "содержание притонов" попадут и те, кто сдает жилье без каких-либо мыслей о борделе. Да, было бы смешно, если бы не было так грустно.
Как отметил в беседе с корреспондентом Sputnik Азербайджан депутат Милли Меджлиса Фазиль Мустафа, десять дней назад парламент принял законопроект о внесении изменений и дополнений в действующий Уголовный кодекс АР по части борьбы с проституцией.
Ужесточить наказание за сдачу в аренду для организации и содержания борделей частного жилья в Милли Меджлисе предложили в конце марта.
Между тем, как сообщили Sputnik Азербайджан в Главном управлении полиции города Баку, притон был выявлен в поселке Новханы Бинагадинского района в доме 66-летнего Гасана Мурсалова. Теперь мужчина будет привлечен к ответственности по статье 244 (содержание притонов) УК АР.
Аналогичный притон обнаружен в том же Бинагадинском районе в доме 29-летней Севды Гусейновой. Ее ждет участь Мурсалова.
Есть информация о выявлении еще одного притона и тоже в Бинагадинском районе. Здесь в поле зрения правоохранителей попал 35-летний Фуад Адыгезалов, который сдал квартиру в доме, расположенном по улице Мамедова. Штраф неизбежен.
Любопытно, что все три факта были выявлены 29 марта этого года – буквально сразу после того, как в ММ рассмотрели законопроект. 15 апреля, то есть после принятия законопроекта, в отношении указанных лиц были возбуждены уголовные дела. И тут возникает резонный вопрос. Если в домах этих лиц действительно содержались притоны, то почему они не были выявлены ранее — до принятия поправок в УК АР, ведь статья 244 действовала и ранее, а отсутствие штрафов совершенно не должно было останавливать правоохранителей.
Получается, что стражи порядка объявили охоту на всех владельцев частной недвижимости, сданной в аренду. Вас оштрафуют, если в вашей квартире найдут хоть малейший намек на секс…
Глава пресс-службы Главного управления полиции города Баку Галиб Рагимов в беседе с корреспондентом Sputnik Азербайджан согласился с тем, что в этом случае трудно провести грань между борьбой с проституцией и вмешательством в частную жизнь.
"Это будет сложно сделать даже для судебных органов. Естественно, полиция не может запретить человеку иметь с кем-то половой контакт – это вмешательство в частную жизнь, если персонам исполнилось 18 лет. Допустим, соседи пожаловались в полицию. Но ведь решение принимается не сразу. Ведется следствие, далее соответствующие структуры принимают решение о применении штрафа", — сказал Рагимов.
С другой стороны, как отметил Рагимов, практика показывает, что жалобы в полицию поступают тогда, когда нарушается общественный порядок и спокойствие жильцов дома. В этом случае полиция приступает к проверкам, потому что задача правоохранителей — рассмотреть жалобу.
"Ничто не должно нарушать права человека. Поэтому законодатели должны доработать закон и продумать механизм применения штрафов. Частная жизнь неприкосновенна", — сказал Рагимов.
По его словам, секс – естественная потребность человека. В цивилизованных странах эти отношения привели в порядок, легализовали проституцию. "Я думаю, что и мы когда-то придем к порядку в этом отношении", — добавил он.
Несколько иного мнения придерживаются в Главном управлении по борьбе с торговлей людьми Министерства внутренних дел АР.
По их словам, решение о применении штрафа приходит не сразу.
"Собирается материал, передается следствию. Следствие проводит расследование, докладывает генпрокурору и только после соответствующих указаний возбуждается уголовное дело. Мнение о том, что столичная полиция бросила все свои дела и взялась за выявление владельцев частного жилья, ошибочно", — сказали в МВД.
Правоохранители считают, что если граждане хотят обезопасить себя, то должны заключить договор с арендатором, обговорить форму проживания и платить налог.
"Если владелец жилья, машины и даже купе в поезде сдает помещение для занятия проституцией, это считается содержанием притонов. Составная часть преступления – действия должны иметь повторный, то есть систематический характер. Если женщина получает прибыль с оказания интимных услуг в виде денег или ценного подарка, это уже проституция. Если начальник говорит своей подчиненной: "Ты будешь со мной и я тебя повышу в должности", это проституция. С проституцией надо бороться. Лица, причастные к преступлению, должны быть привлечены к административной и в отдельных случаях — к уголовной ответственности", — категорично заявили в министерстве.
В МВД подчеркнули: если закон предусматривает штраф, то они штрафуют.
Одним словом, законодатели предоставили правоохранителям, которые отличаются разными жизненными взглядами, решать судьбу человека.
А вы тоже считаете, что квартиру, где систематически встречаются любовники, пусть даже они и дарят друг другу подарки, можно назвать притоном?
Борьба с проституцией – дело, конечно, полезное, но все должно быть в пределах разумного.
С одной стороны, Азербайджан делает ставку на развитие туризма, а с другой — принимает непродуманные законы. В какой форме гражданин договорился с проституткой и чем он занимается в съемной квартире, это его личное дело, пока он не нарушает прав других лиц. Юристы понимают, что новые изменения преследуют цель не борьбы с проституцией, а пополнения госбюджета.