БАКУ, 5 апр – Sputnik. Принудительный детский труд в Азербайджане не носит массового характера, но такие факты встречаются, сказал в беседе со Sputnik Азербайджан эксперт по правам детей Набиль Сейидов.
На днях министр труда и социальной защиты Салим Муслимов сказал журналистам, что по фактам привлечения детей к принудительному труду в Азербайджане необходимо вести учет.
По словам министра, точной статистики о привлечении людей к принудительному труду не существует, но работа в этом направлении уже началась. При этом Муслимов отметил, что в настоящее время факты принудительного труда не столь многочисленны. В то же время, имеется значительное число тех, кто работает без трудового договора, либо не платит налоги.
Муслимов также добавил, что случаи принудительного детского труда имеют место в селах, особенно часто такое встречается в семейных хозяйствах.
"Мы больше интересуемся не столько принудительным трудом, сколько грубой эксплуатацией детского труда", – отметил Сейидов.
Азербайджан присоединился в Конвенции Международной организации труда и несет ответственность за ее исполнение, продолжает эксперт. В Конвенции имеется раздел о запрете на привлечение детей к тяжелым формам труда. В последнее время подобные факты приравниваются к торговле людьми.
"В рамках борьбы с торговлей людьми привлечение детей к таким видам труда должно расцениваться как торговля детьми. Это важный вопрос", – заметил он.
Что касается привлечения к труду детей в сельской местности, то, по словам эксперта, по Конституции дети в Азербайджане могут работать с 15 лет, "просто там есть ограничения на виды деятельности".
Дети работают в семейных хозяйствах — будь то в городе или в деревне, и тут важно выяснить, как и в какой форме. "Если ребенок с утра до вечера торгует с родителями на рынке, не ходит в школу, а собирает в поле хлопок или пшеницу, то такое недопустимо", – считает эксперт.
Сейидов отметил и технический аспект учета таких фактов: "Создание информационной базы в этой сфере — сложный вопрос. Система регистрации не имеет вспомогательную функцию".
По мнению эксперта, в данном случае речь идет о предстоящей серьезной работе по просвещению, усилению работы – родителей, учителей, социальных работников, струдников правоохранительных органов, инспекторов контроля над условиями труда.
Эксперт по правам человека Дадаш Ахмедов также указал на важность учета, который поможет в борьбе с эксплуатацией детского труда.
По закону каждый человек, не достигший 18 лет, считается ребенком. Дети могут работать с 15 лет, но не более четырех часов в день, и при этом получать полную заработную плату: "Но этого в нашей стране не происходит. Такой возможности нет ни в государственных структурах, ни в частных".
Он также отметил, что проводить учет фактов, когда дети помогают родителям в домашних хозяйствах, достаточно сложно, потому что это внутрисемейное дело.
"С одной стороны, это означает улучшение жизни семьи, ребенок привыкает к труду. С другой стороны – это нарушает его права", – заметил он.
Эксперт также добавил, что если в семье кто-то не работает, то тогда вынужден работать ребенок: "С этой точки зрения тут есть хоть и небольшое, но все же несоответствие. Но во всех случаях надо стараться не допускать, чтобы работали дети младше 14 лет".
По мнению Ахмедова, проводить учет детей, которые работают в семейных хозяйствах, возможно только при помощи школ: "Если они не ходят на занятия — значит в той или иной форме привлечены к работе в семейных хозяйствах".
Эксперт считает, что тут важна совместная работа министерств труда и социальной защиты, образования и внутренних дел. "Но реализовать все в жизни очень сложно", – заключил он.