БАКУ, 28 ноя – Sputnik. Выгодное географическое положение и осуществляемые мероприятия создают Азербайджану возможность стать крупным транспортным центром, заявил глава ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавид Гурбанов в ходе прошедшей 26-27 ноября в Ашхабаде "Глобальной конференции по устойчивому транспорту".
Как отмечается в сообщении пресс-службы ЗАО "Азербайджанские железные дороги", в работе конференции приняли участие генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, президенты Туркменистана, Афганистана, Грузии, Боливии, Черногории, Австрии и ряд руководителей международных организаций.
В рамках конференции Гурбанов предоставил информацию о проводимых работах в рамках международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток" — строительстве новых автомобильных и железных дорог, нового порта, создании зоны свободной торговли вокруг порта и других мероприятиях.
Гурбанов провел также двусторонние встречи с заместителем премьер-министра Туркменистана, министром иностранных дел Рашидом Мередовым, заместителем премьер-министра, министром транспорта и связи Сатлыком Сатлыковым, министром железной дороги Байрамом Аннамередовым и начальником транспортной службы морского и речного транспорта Туркменистана Аманом Гурдовла. В ходе встреч были рассмотрены перспективы соединяющего две страны транспортного коридора "Запад-Восток", вопросы оперативной разгрузки грузов с паромов на туркменской стороне, проведение работ по углублению дна в порту Туркменбаши и запуск между двумя странами паромов типа "ро-ро" и другие моменты двусторонних отношений.
Азербайджанская делегация провела встречи и с государственным министром Индии по вопросам дорожно-транспортных магистралей и судоходству Поном Радхакришной, с которым были обсуждены потенциал МТК "Север-Юг" и меры по развитию данного маршрута.
Стоит отметить, что вопрос развития МТК "Север-Юг" находился в центре внимания прошедшего в Баку 24-25 ноября международного железнодорожного бизнес-форума "Стратегическое партнерство 1520: Каспийский регион".
Для задействования потенциала МТК "Север-Юг" к концу текущего года будут завершены работы по соединению азербайджанских и иранских железных дорог в рамках строительства железнодорожного участка Астара (Азербайджан) — Астара (Иран). Впрочем, для подсоединения станции Астара к общей железнодорожной системе Ирана необходимо будет завершить строительство ветки Астара-Решт протяженностью 162 километра. На строительство данного участка требуется привлечь свыше 1 миллиарда долларов, и азербайджанская сторона выразила готовность предоставить кредит в размере 500 миллионов долларов.
Транспортный коридор "Север-Юг" призван соединить скандинавские страны со странами Персидского залива и Южной Азии посредством соединения железных дорог Ирана, Азербайджана и России для перевозки на первом этапе 6-10 миллионов тонн грузов с доведением этого показателя на втором этапе до 15-20 миллионов тонн.
В свою очередь объем грузоперевозок по маршруту "Запад-Восток" должен заметно вырасти после сдачи в эксплуатацию железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс. Завершение работ на турецком участке планируется к середине следующего года. На первом этапе ожидается перевозка одного миллиона пассажиров и 5,6 миллиона тонн грузов. Максимальная пропускная способность коридора составит 17 миллионов тонн грузов в год. И тем самым Азербайджан можно будет считать крупным транзитным хабом в регионе, посредством которого маршруты можно будет направлять во все части света.
Общая протяженность железных дорог ЗАО "Азербайджанские железные дороги" составляет 2910 километров, из них 59,7% электрифицированы.