Сотрудничество между Грузией и Азербайджаном началось еще в 90-е годы с уже всем хорошо известного проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Затем был проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Сейчас идет работа над газопроводом TAP. Об этих проектах и в целом о развитии отношений двух стран Новости-Грузия побеседовали с заместителем министра иностранных дел Грузии Гиги Гигиадзе.
- Насколько эти совместные проекты важны для экономики Грузии?
— После обретения независимости и Грузия, и Азербайджан с учетом экономических реалий и вопросов безопасности оказались перед новыми вызовами. Географическое расположение этих стран и углеводородные запасы Азербайджана вызвали огромную заинтересованность. Встал вопрос о необходимости новых энергетических коридоров. Строительство нефтепроводов Баку-Супса, Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум изменило ситуацию в регионе, и не только в нем. На энергетической карте мира появились новые перспективные направления транспортировки энергоресурсов.
Как известно, на сегодняшний день проходит второй этап освоения месторождения "Шахдениз", после завершения которого наши страны внесут еще более важную лепту в архитектуру энергобезопасности Европы.
Что касается проекта железной дороги Баку–Тбилиси-Карс, то эксперты признают его одним из важнейших мировых стратегических проектов, о чем свидетельствует и тот факт, что на состоявшемся в Нью-Йорке в январе 2011 года "Global Infrastructure Leadership Forum" он был внесен в перечень 100 важнейших глобальных проектов.
Для полноценного задействования проекта необходимо завершение строительства на турецком участке дороги. Надеемся, что турецкая сторона завершит строительство этого участка к концу 2016 года. Считаем, что задействование новой железнодорожной линии значительно увеличит транспортный потенциал и привлекательность региона.
- Недавний визит премьер-министра Грузии в Азербайджан был очень удачным, о чем конкретно договорились стороны, какие проекты будут приоритетными?
— Визит премьер-министра Грузии в Азербайджан в начале сентября действительно прошел успешно. В ходе встреч с президентом и с премьер-министром Азербайджана стороны обсудили основные вопросы стратегического партнерства двух стран. Разговор коснулся перспектив двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках восточно-западного транзитного коридора. Было подчеркнуто экономическое и геополитическое значение как в целом проекта "Нового шелкового пути", так и конкретно железной дороги Баку-Тбилиси-Карс как одного из важнейшего звена этого проекта.
Особенно было отмечено значение сотрудничества Грузии и Азербайджана в процессе осуществления глобальных энергетических проектов, в том числе Южного газового коридора.
Успешное завершение этого проекта крайне важно для укрепления энергетической безопасности Европы, так же, как и то, что от реализации существующих в сфере транспорта и энергетики совместных проектов зависит стабильность и благополучие не только двух стран, а всего региона.
Несмотря на то, что между Грузией и Азербайджаном динамично развиваются экономические отношения, обе стороны согласны с тем, что у нас есть потенциал еще большего углубления этих отношений.
- Какова роль азербайджанских инвесторов в Грузии? В какие сферы они вкладывают деньги? Есть ли положительная динамика в этом направлении?
— Сотрудничество в сфере инвестиций, как и в других сферах стратегических партнерских отношений, характеризуется растущей динамикой. Азербайджан систематически занимает место в десятке основных стран прямых инвесторов. В 2015 году Азербайджан осуществил в Грузии инвестиции в размере 550 миллионов долларов, что на 61% больше по сравнению с 2014 годом. По данным первой половины 2016 года азербайджанские инвестиции в Грузии составили 282,5 миллиона долларов.
Крупнейшим азербайджанским инвестором в Грузии является государственная компания SOCAR, у которой на сегодняшний день в Грузии имеется широкая сеть бензоколонок — 114 станций, и нефтяной терминал в порту Кулеви, откуда происходит транспортировка на мировые рынки необработанной нефти и горючих продуктов.
- Грузия для Азербайджана может стать своеобразным окном в Европу, учитывая тот факт, что у Грузии есть договор о свободной торговле с Евросоюзом. Есть ли планы о выводе совместных грузино-азербайджанских товаров на европейские рынки?
— Либеральная, стабильная, безопасная и свободная от коррупции бизнес-среда вместе с географическим расположением делает Грузию привлекательной инвестиционной страной. Мы ожидаем, что с дальнейшей интеграцией с либеральными рынками мира и развитием свободной торговли с ЕС и со странами EFTA, а также с США и с Китаем, инвестиционная привлекательность Грузии существенно вырастет.
С подписанием соглашения об ассоциации с ЕС (включая DCFTA) Грузия сделала значительный шаг вперед в направлении либерализации торговли, интеграции с ведущими рынками мира и к формированию стандартов производства европейского уровня.
Вступление в силу соглашения предполагает начало нового этапа в отношениях с ЕС. Это дает возможность бизнесменам других стран ввозить сырье, производить в Грузии и потом продавать свои товары в странах Европы.
- Недавние переговоры президентов Азербайджана и Ирана привели к договоренностям по созданию транспортного коридора для Ирана через Азербайджан. Возможен и коридор для экспорта иранских энергоресурсов. Каковы перспективы участия в этих проектах для Грузии?
— После достижения соглашения по ядерной программе Ирана у этой страны появились новые возможности с точки зрения развития политических, экономических, научных, технологических и культурных связей с мировым сообществом. Следует отметить, что выход Ирана на международную арену внесет определенные коррективы в экономические процессы в регионе. Уверен, что они положительно отразятся на экономическом развитии стран региона.
Как известно, одним из главных приоритетов властей Грузии является развитие инфраструктуры страны. Это предполагает строительство магистральных автодорог, модернизацию железной дороги, инфраструктуры морского и воздушного транспорта, реабилитацию существующих портов и, что важно, строительство крупнейшего торгового порта в Анаклия.
Одним словом, думаю, что в деле полноценного освоения транзитного потенциала региона вклад Грузии будет весьма значительным.