Сегодня провожают в последний путь корифея мирового циркового искусства, великого артиста, Солнечного клоуна, Олега Попова. Человека, создавшего сценический образ, который многие годы был близок и любим несколькими поколениями всего мира.
Олег Константинович Попов легендарный цирковой артист в образе неунывающего человека с копной желтых волос, искренней улыбкой и знаменитой клетчатой кепкой был неповторим и незабываем.
Олег Попов пользовался заслуженной любовью моего поколения. Он был невероятно популярен, одно его имя обеспечивало кассовые сборы. Кем был для меня лично Солнечный клоун? Его имя у меня ассоциировалось с цирком. Более того, скажу вам честно, я ныне терпеть не могу клоунов. И это не потому, что я отношусь к представителям этой цирковой профессии предвзято. Дело в другом. Во время моего детства, отрочества и юности на арене советского цирка царствовали великие творцы. Неповторимый Карандаш, искрометный дуэт Никулина с Шуйдиным, Енгибаров – клоун-романтик и наконец, на мой взгляд лучший из лучших Солнечный Клоун Олег Попов. Эти несравненные мастера настолько высоко подняли планку клоунады, что в последующие годы к ним несколько смог приблизиться только Вячеслав Полунин со своей группой. Те кто видел на арене цирка этих мастеров смогли соприкоснуться с высоким искусством, которые они привнесли в клоунаду. Они не только заставляли людей безудержно смеяться, но и призывали к раздумьям. После них было очень трудно воспринимать клоунов, которые отрабатывали свои номера ужимками, гримасами используя набор истасканных клоунских штампов.
Олег Попов и цирк стали для меня синонимами на всю жизнь. Он бы великолепен на арене. При этом путь артиста к величию не был устлан розами. У него было очень трудное детство. Он в раннем возрасте остался без отца, который сгинул в страшном 1937 году.
В 1941 году 11-летний мальчик начал зарабатывать на пропитание сам. Продовольствия не хватало, поэтому в войну Олег страдал от постоянного недоедания и часто болел. Однажды мальчик заболел оспой и пребывал на грани жизни и смерти. Тогда кто-то посоветовал матери дать сыну клубники с молоком. Она продала последнее, но достала желаемое. Олег пошел на поправку. С тех пор каждый раз, когда артист ел клубнику, он с благодарностью вспоминал мать.
В 1944 году Олег Попов начал заниматься акробатикой в спорткружке при газете "Правда". Удача сопутствовала ему, и способного мальчика заметил руководитель Государственного училища циркового искусства. Вскоре Олег поступил в это училище. Он с удовольствием жонглировал, танцевал, упражнялся на трапеции, канате. Великолепно получалось у юноши играть мимикой и даже музицировать. Стало понятно, что цирк – призвание Олега Попова.
В голодное послевоенное время Олег вместе с друзьями по училищу за талоны на продовольствие выступал на культурных вечерах, а в 1950 году он стал артистом Саратовского цирка, поступив на постоянную работу. Первое время он выступал в качестве эквилибриста, но всего через год, под руководством клоуна Карандаша, включившего талантливого юношу в свою команду, дебютировал в качестве ковёрного клоуна, развлекая гостей между номерами. В этот период он обзавелся атрибутами, с которыми больше не расставался на сцене – лохматая, ярко-лимонная копна волос, широкие штаны и клетчатое кепи.
Именно великий Карандаш научил своего не менее великого ученика самому изготавливать реквизит для выступлений и продумывать номера.
В 1954 году произошел случай, без преувеличения изменивший судьбу артиста. Когда он был на гастролях в Саратове, местный ковёрный клоун Павел Боровиков сломал ребро, и вместо него попросили выступить Олега. Попов начал импровизировать, пародируя жонглера. Публика приняла нового циркача с восторгом. Этот момент стал рождением новой цирковой звезды. К совсем молодому, еще не достигшему двадцати пяти лет Олегу Попову пришла слава, за ним прочно закрепился статус первоклассного циркового клоуна.
Его блестящими выступлениями были покорены не только советские любители цирка. Ему рукоплескали в Монте-Карло, Брюсселе, Мюнхене. Берлине и Франкфурте. Европейская пресса начала воодушевленно писать о харизме артиста, и по возвращении в Москву Попова ждало звание Заслуженного артиста РСФСР. Он имел невероятный триумф и в Австралии, Японии. Он приносил СССР невероятный доход, но сам, как и его коллеги получал самый мизер.
В 1960 году Олег Попов встретился со своим кумиром Чарли Чаплином в Италии. Несмотря на языковой барьер, комики нашли общий язык. В 1981 году Попову в Монте-Карло присудили цирковой аналог "Оскара" – премию "Золотой клоун". Ее циркач получил лично из рук княгини Монако Грации Патриции.
Наступили лихие 90-е годы. Цирковым артистам, как и многим другим, приходилось тяжко. Олег Попов покинул родину и переехал к жене в Германию. На чужбине он продолжил выступать, но уже под сценическим псевдонимом Счастливый Ганс.
Но, умер он на родине. Великий клоун ушел из жизни в Ростове, 2 ноября 2016 года во время гастролей по России. Однако, по решению семьи будет похоронен в Германии. Сегодня Клоун, рожденный Солнцем, отправляется в свой последний путь, унося с собой и частицу моего детства.