БАКУ, 14 окт – Sputnik. В советское время в республике преимущественно выпускалось ординарное вино низкого качества. А вина, выпускаемые сегодня в Азербайджане, ничуть не уступают в качестве французским.
Об этом в беседе со Sputnik Азербайджан сказал заместитель директора завода по производству вина и соков Az-Granata, доктор технических наук, профессор Вугар Микаилов, комментируя речь президента Азербайджана Ильхама Алиева на заседании Кабинета Министров АР, посвященном итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2016 года и предстоящим задачам.
Как отметил глава государства, в этом году будет собрано примерно 150-160 тысяч тонн винограда, тогда как в лучшие времена советского периода собирали 1,7-2 миллиона тонн: "Азербайджан обязательно должен увязать виноградарство с виноделием".
К сожалению, продолжил президент, нам не удалось выйти на винные рынки мира. Хотя построено несколько винзаводов, но они, видно, то ли сами не проявляют интереса, то ли не имеют возможностей. "Но мы должны выйти на мировые рынки с нашим вином. Так же, как в свое время вышли на российский рынок. Сейчас, насколько я знаю, мы даже на российский рынок не экспортируем значительного количества вина, в то время как это очень доходная отрасль, в особенности для фермеров", – заявил Ильхам Алиев.
Глава государства считает позитивной динамикой появление новых виноградных плантаций. Но государственная поддержка здесь должна быть еще сильнее. Это и занятость, и отрасль, приносящая валюту. "Говоря о виноделии, я, конечно, в первую очередь имею в виду экспорт", – подчеркнул Алиев.
Даже Ирак ждет наше вино
По словам Микаилова, спрос на азербайджанское вино сегодня большой. "На сегодня главный рынок для нас – Китай. В последнее время с Азербайджаном хочет работать Япония. Мы продаем наше вино также в Германию, Японию и другие страны. Даже Ирак ждет наше вино", – говорит эксперт.
Он отметил, что в Азербайджан завозится оборудование высокого качества из Франции. При этом, одно из самых главных условий высокого качества вина – бочка, в которой оно хранится. Все они также доставляются из Франции. "Большинство заводов Азербайджана закупили дубовые бочки", – отметил он.
Касаясь проблем в отрасли, профессор прежде всего отметил вопрос его популяризации: "Думаю, реклама вина на телевидении должна появляться не после 23:00, а в течение всего дня. Вино – это не только алкоголь, но и продукт питания, который несет в себе пользу для человеческого организма".
Высокая культура вина требует времени, заметил эксперт. Это и завоз нового оборудования, и появление новых виноградных плантаций. И потом, на изготовление вина уходит минимум 3-5 лет, заметил эксперт.
Как выйти на российский рынок
Как говорит Микаилов, до девальвации импортировать вино было невыгодно: "Мы продаем вино за границей за 1 доллар 40-50 центов. Когда доллар стоил 0,78 маната, на наши деньги получалось, что мы продавали за 1 манат 20 гяпиков. В то время как у себя мы реализовывали за 2-2,50 маната. Тем самым, продавать в два раза дешевле за границей нам было невыгодно". В настоящее время 1,4-1,5 доллара – это больше 2 манатов, а значит, у производителей появилась заинтересованность в экспорте, говорит эксперт.
Комментируя проблему выхода на российский рынок, профессор отметил, что Азербайджан проводил соответствующие выставки в Германии, Франции и в других странах, но в России еще нет: "Мы пока что не смогли ознакомить со своей продукцией Россию. В этом — одна из причин задержки выхода на рынок этой страны".
По словам Микаилова, в феврале следующего года в России состоится ежегодная международная выставка пищевой промышленности. "Если на этот раз винные заводы Азербайджана объединятся и представят свою продукцию на выставке, это обеспечит повышение на 30% поставок азербайджанских вин в страны СНГ. Для этого нужна государственная поддержка", – считает эксперт.
Кроме того, по его мнению, в Азербайджане уже давно назрела необходимость в создании ассоциации виноделов, которые существуют во всех винодельческих странах. Подобная структура, для организации которой нужна государственная поддержка, будет способствовать увеличению продаж, считает он.
Брендирование – прежде всего
В свою очередь, доцент Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эльшан Багирзаде в беседе со Sputnik Азербайджан указал на наличие в стране проблем с экспортом: "Этот сектор во всем мире достаточно конкурентный. Азербайджан хоть и имеет давние традиции виноделия, но не владеет достаточным опытом с точки зрения выхода на мировые рынки".
По словам эксперта, после распада СССР Азербайджан утратил свои традиционные рынки сбыта. Однако, несмотря на это виноделы страны в состоянии работать на экспорт.
Он также отметил, что виноделие обладает высокой добавленной стоимостью, что дает возможность специализироваться именно на данной отрасли сельского хозяйства. "То есть сегодня мы должны специализироваться на тех товарах, которые при реализации на мировых рынках будут иметь больше добавленной стоимости", – сказал эксперт.
Для того чтобы иметь преимущество на постсоветском пространстве, надо много работать. Большое значение в этом смысле имеет работа над брендированием импортируемых товаров, в том числе и вина. В случае успеха в этом направлении Азербайджан на первом этапе сможет выйти на рынки СНГ, Турции, а также страны с развитой туристической отраслью.
"Найти свое место на международном рынке – не такое уж и простое дело, здесь всегда высокая конкуренция", – резюмировал Багирзаде.