Сегодня исполняется 81 год одному из столпов советского театра и кино Олегу Павловичу Табакову. Старшее поколение следит за творчеством этого бесподобного артиста с 50-х годов прошлого столетия.
Табаков родился в Саратове в семье врачей, с детства его влекло к театру. Он посещал театральный кружок "Молодая гвардия" при Саратовском дворце пионеров и школьников под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крестной матерью в актерской профессии. Занятия в кружке оказали решающее влияние на выбор Табаковым профессии.
Приехав поступать в Москву, Олег Табаков подал заявления в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ имени Владимира Немировича-Данченко… И был принят сразу в два института по итогам вступительных экзаменов! Олег Табаков выбрал Школу-студию МХАТ, которая представлялась ему "вершиной театральной педагогики".
По окончании Школы-студии Табаков получил распределение в Московский драматический театр имени Станиславского, однако, судьба привела его в только что созданный Олегом Ефремовым новый театр – Студию молодых актеров, из которой впоследствии родился театр "Современник". Тогда у молодого актера возникло убеждение в необходимости "постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения". С уходом Ефремова во МХАТ директором "Современника" почти на семь лет становится Олег Табаков.
Успешно овладев своей профессией, он ощущает потребность передавать свое умение другим, продлеваться в учениках. Возникает идея создания собственной студии. Руководство ГИТИСа предложило Табакову набрать новый курс. Так появилась студия. В Москве вышел приказ о создании трех новых театров, среди них был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Сбылась заветная мечта. Вскоре в народе его театр Табакова ласково окрестили "Табакеркой". "Для меня мой театр — большая семья, где много детей и где все по справедливости… Театр — дело живое, где все создается шаг за шагом",- отмечает Табаков. У Олега Павловича множество учеников, которые ныне находятся на первых ролях в российском театре и кинематографе.
Особенно отмечу работу Табакова в кино. Он дебютировал, будучи студентом третьего курса. И с этого времени творческая жизнь Олега Табакова неразрывно связана с кинематографом. Первая роль Саши Комелева в картине Михаила Швейцера "Саша вступает в жизнь" познакомила Олега с новым для него видом профессионального ремесла, с артистами многих театров, с новой драматургией.
Ранних героев Табакова называли "розовскими мальчиками". И это неслучайно. Школьник Олег Савин в картине "Шумный день" по пьесе Виктора Розова "В поисках радости" является воплощением лучших черт поколения хрущевского времени, входившего во взрослый мир. Чистота помыслов, прямота суждений, умение до конца отстаивать свою нравственную позицию, — это относится не только к Олегу Савину, но и к Виктору Булыгину в фильме "Люди на мосту", и к Саше Егорову в "Испытательном сроке", и к Сереже в "Чистом небе". Потом — к Пете Ростову в "Войне и мире", к Коле Бабушкину в фильме "Молодо-зелено". Это лучшие роли Олега Табакова в начале пути в кино.
В жизни общества происходила переоценка многих ценностей, когда на экране стали появляться герои Олега Табакова. Характеры его героев не были похожи друг на друга, чаще всего не совпадали друг с другом, но всегда всех их объединяет один и тот же гражданский пафос, и этот пафос исходит от самого актера. Так были созданы образы Олега в "Шумном дне", Егорова в "Испытательном сроке".
Диапазон актерского дарования Табакова был таков, что казалось, он может сыграть все. Так и было. Он играл мальчиков, мужчин, женщин, стариков, уродов, красавцев, чудовищ, любовников, неудачников, бродяг, людей любой профессии и любого жизненного опыта. Играл с предложенными режиссером обстоятельствами, точно угадывая стилистику автора. Играл, не опускаясь ниже заданной планки, а довольно часто своей игрой взмывал ее до высот чуда.
В послужном списке Олега Табакова такие фильмы, любимые зрителями, как: "Дело пестрых", "Накануне", "Строится мост", "Война и мир", "Выстрел", "Гори, гори, моя звезда", "Король-Олень", "Случай с Полыниным", "Сердце России", "Достояние республики", "Семнадцать мгновений весны", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Двенадцать стульев", "Несколько дней из жизни Обломова" — главный приз за лучшее исполнение мужской роли на международном кинофестивале в Оксфорде, "Москва слезам не верит", "Ах, водевиль, водевиль", "Президент и его внучка". Список картин можно перечислять очень долго.
Нельзя не отметить работы Табакова по озвучению мультфильмов. Невозможно забыть домовитого кота Матроскина из Простоквашино, который говорит его голосом.
На виду и его педагогическая деятельность. Машков, Евгений Миронов, Пореченков, Хабенский, Безруков и многие другие ведущие актеры и режиссеры российского театра и кино вышли из табаковской шинели. Они бесконечно благодарны мэтру и всегда говорят о нем с искренней теплотой.
И ныне, в достаточно почтенном возрасте, Олег Павлович полон энергии. Руководя МХАТ, он одновременно с этим находит время для кино, для общественной деятельности. Он публичный человек, давно привыкший к повышенному вниманию прессы и общества, к дотошному, бесцеремонному разглядыванию, привыкший достаточно откровенно отвечать на любые "жизненные и бытовые вопросы".
Очень хочется, чтобы великий актер как можно дольше радовал нас своими искрометными работами, обрамленными его неповторимым талантом. Многие лета Вам, Олег Павлович!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.