Сегодня великой актрисе азербайджанского театра и кино, народной артистке, дважды лауреату Государственной премии Азербайджана и обладательнице ордена "Славы" Насибе Зейналовой исполнилось бы 100 лет.
Любовь к театру, в основном, рождается в детстве. Автор этих строк за свою неистребимую любовь к театру благодарен двум женщинам, которых, к сожалению, больше нет с нами. Первая – это моя бабушка Сурайя-ханум Пашабейли-Гаджинская, которая, будучи заядлым театралом, открыла для меня мир сцены, еженедельно посещая вместе со мной один из театров города. Вторая женщина – это Насиба-ханум Зейналова, которой я обязан тем, что, впервые побывав в театре Музкомедии и увидев ее потрясающую игру в спектакле "Гайнана", навечно стал поклонником этого великолепного вида искусства. Не буду лукавить, я не помню точную дату, то бишь, число и месяц, но год был 1966. Впервые попав в этот театр, уже в фойе я был очарован обстановкой, которая там царила. А уж когда открылся занавес…
Уважаемые читатели, прошло 50 лет, но поверьте, свой первый театральный спектакль почти во всех деталях я помню до сих пор. Все актеры были хороши, но что творила Насиба-ханум! Ни на секунду я не сомневался в реальности происходящего на сцене, и дело было не в том, что мне было всего восемь лет. Дети ведь очень тонко чувствуют фальшь.
Зейналова создала образ, который довольно часто встречался в Баку того времени, однако сделала это насколько самобытно и сочно, что, оставаясь знакомым всем персонажем домостроя, все же была особенной и неповторимой Джаннет-ханум. Никакой пошлости, театральной мишуры, дешевых театральных приемов. Все это Насибе Зейналовой было чуждо.
Она покоряла зрителей своим потрясающим талантом и удивительной реалистичностью, иногда даже в ролях, которые изначально были далеки от реальности. Этим своим отношением к ролям и манерой игры она наглядно доказывала, что является верной последовательницей своего великого родителя – одного из отцов азербайджанского театра и создателя реалистической актерской школы Азербайджана, великого Джахангира Зейналова.
Будущая великая актриса родилась ровно 100 лет назад, 20 апреля 1916 года, в Баку. Насиба была долгожданным ребенком, у Зейналовых долгое время не было детей, так что можно представить, какое счастье она принесла своим появлением на свет. Однако, времена были беспокойные и вскоре после ее рождения, в 1918 году, семье пришлось бежать в Иран, ибо дашнаки вкупе с большевиками жестоко вырезали азербайджанское население Баку. Когда все улеглось, они решили возвратиться, но Кербалаи Джахангир из-за сильной антисанитарии на корабле заболел, и скончался. Большевики, естественно, все нажитое честным трудом нескольких поколений Зейналовых отняли. Жена Кербалаи Джахангира с маленькой Насибой остались без средств к существованию.
Мать, решив, что этим исправит финансовое состояние, вышла замуж во второй раз, однако вышло наоборот, их положение еще больше усугубилось. Муж был ярым поклонником "зеленого змия" и праздного образа жизни, так что благодаря этим порокам привел семью к фактической нищете. После того, как они расстались с этим человеком, Усния ханум сильно заболела и весь груз материальных проблем взяла на себя Насиба, которой в то время было 14 лет.
Она бралась за любую тяжелую работу, чтобы только прокорить семью. Отчасти ей это удавалось. Но вскоре произошла встреча, которая в корне поменяла ее судьбу. Семья Зейналовых-Муталлибовых всегда очень трепетно и уважительно относилась к одному из столпов азербайджанской режиссуры, коим являлся Шамси Бадалбейли. Он сыграл в судьбе Насибы знаменательную роль. В самое тяжелое для Зейналовых время, будучи директором труппы в филармонии, он заметил ее актерские способности и предложил работу. Поначалу мать была против подобной идеи, но Насибе удалось ее уговорить. Впрочем, проработав в филармонии некоторое время, она была уволена руководителем танцевальной группы, которая посчитала ее внешность не сценической.
Однако в 1932 году ее приняли в драмкружок Рзы Тахмасиба. В возрасте 21 год Насиба Зейналова гастролировала по азербайджанским городам в составе бродячей театральной группы. Она сумела получить образование, закончив актерский факультет театрального техникума. Безусловно, в дальнейшей своей блестящей карьере актрисы она использовала многое из того, что ей передали великолепные педагоги – Агасадых Герайбейли, Александр Туганов, Магеррам Ашумов. В те годы она создавала такие образы, как Елизаветта из "Марии Стюарт" Шиллера, Эльвира из "Дон Жуана" Мольера, и Катерина из "Укрощения строптивой" Шекспира. Актриса буквально жила искусством и полностью посвятила себя творчеству.
Ее партнерами были такие великие актеры прошлого, как Лютфели Абдуллаев, Башир Сафароглу, Дадаш Шараплы, Муневвер Келентерли, Ибрагим Шюнаси, Ахмед Анатолу. Выступая рядом с ними, а также с другими актерами, Насиба с каждым днем совершенствовала свое мастерство.
В театре Музкомедии, примой которого она вскоре заслуженно стала, ее интересовала как национальная классическая оперетта, например, "Аршин мал алан", "Мешеди Ибад", так и зарубежная – "Тифлисская песня", "Кете и Кото", "Мать моей любимой" и многие другие. Она снялась во многих фильмах, интермедиях и телеспектаклях. Самые известные роли Насибы Зейналовой: Джаннет – в "Свекрови", Фатманиса – в "Мачехе", Сугра – в "Я помню тебя, учитель", и тетушка Асли в "Украли жениха".
Личная жизнь у актрисы сложилась удачно. В ее жизни было трое мужчин – отец, муж и сын. И каждый из них оставил свой неповторимый след в азербайджанском искусстве. Отец – великий Джахангир Зейналов. Муж, Муталлиб Новрузов, был выдающимся музыкантом и оставил неизгладимый след в искусстве Азербайджана. Сын, Джахангир Зейналов – ученик великих Шамси Бадалбейли, Мехти Мамедова, Анатолия Эфроса, Георгия Товстоногова – до своего отъезда в Турцию сумел поставить несколько нашумевших на весь Советский Союз спектаклей, а уж роли, сыгранные им, до сих не забываются благодарными зрителями.
За свою долгую жизнь в кино и театре Насиба ханум создала много неповторимых образов. Она могла бы сыграть еще очень много разнообразных ролей. К примеру, Джахангир Новрузов мне рассказывал о том, что две великие актрисы Азербайджана – Окюмя Гурбанова и Насиба Зейналова – одно время работали над постановкой "Грозы" Островского. Вы представьте себе, какими изумительно точными были бы в их исполнении Катерина и Кабаниха? Не получилось, помешали, не разрешили…
Насиба ханум была не только великой актрисой, но выдающейся личностью, человек с потрясающим чувством юмора и обладательницей очень доброй улыбки. Ее очень трудно с кем-либо сравнивать, но думаю, что единственная актриса, чья творческая судьба очень схожа с Зейналовой – это Фаина Раневская. Они обе достигли пика творчества, они не только заслужили популярность у зрителя, но и снискали любовь у всего народа.
Но я всего этого тогда, 50 лет тому назад, не знал, когда возвращался вместе с бабушкой с этого изумительного действа, со спектакля "Гайнана". По моему лицу блуждала счастливая улыбка, я был еще весь там, в Музкомедии. Тогда я не мог себе представить, что пройдет достаточное количество лет и я буду дружен с сыном Насибы-ханум Джахангиром, что по прошествии 50 лет буду писать о великой актрисе в момент ее 100-летнего юбилея. Но тот день, когда я шел из театра в сторону своего дома на улице Малыгина (ныне Тагиева), мне просто было хорошо и радостно. В моем маленьком сердце рождалась в эти мгновения вечная любовь к театру, к высокому искусству. Спасибо Вам за это, Насиба ханум!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.