Сегодня на Ваганьковском кладбище Москвы прошли похороны народного артиста России Альберта Филозова. На похоронах присутствовали близкие и друзья актера. Могила Филозова находится на так называемой актерской аллее.
Публичная церемония прощания состоялась утром в театре "Школа современной пьесы", где Филозов проработал почти 30 лет. Гражданскую панихиду посетили руководитель театра Иосиф Райхельгауз, режиссер Анатолий Васильев, глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский, композитор и автор-исполнитель Сергей Никитин, актер и режиссер Всеволод Шиловский, артист Эммануил Виторган, актриса Елена Санаева и многие другие.
Печальная весть о смерти Народного артиста России, любимца миллионов почитателей театра и кино Альберта Леонидовича Филозова постигла любителей кинематографа всего постсоветского пространства 11 апреля 2016 года.
Родившись 25 июня 1937 года в Свердловске, Филозов с малых лет ощутил всю "прелесть" большевистского строя. Предки Альберта по материнской линии были зажиточными крестьянами из Украины. В начале 30-х годов ХХ века они, опасаясь раскулачивания, перебрались на Урал, в Свердловск. Здесь мама Альберта познакомилась с его отцом, приехавшим из Польши в Россию строить социализм. Альберт Леонидович рассказывает, что совсем не помнит отца – того арестовали и расстреляли, как "врага народа", в 1937 году. Альберту Филозову на тот момент не было и полугода…
К счастью, положение "сына врага народа" не очень сказалось на юном Альберте. Его детство прошло, как и у других мальчишек того времени: играл во дворе, гонял в футбол, дрался. А еще он очень любил читать и постоянно бегал за книжками в библиотеку. Правда, когда всех принимали в комсомол, юноша долго не подавал заявление, считая себя недостойным, и решился вступить, лишь когда умер Сталин.
Хотя он после седьмого класса решил работать и получил специальность токаря, его безудержно тянуло в театр. Поступление в театральный вуз получилось спонтанным. В 1955 году в Свердловск приехал на гастроли МХАТ, и был объявлен набор в школу-студию театра. Филозов поступил, причем на курс, где вместе с ним учился будущий цвет отечественного кино и театра — Татьяна Лаврова, Анатолий Ромашин, Вячеслав Невинный, Алла Покровская, Александр Лазарев.
Окончив учебу в 1959 году, Альберт Филозов устроился в Московский драматический театр имени Станиславского. Потом Филозов несколько раз менял место своей службы, но его театральные работы всегда отличались глубиной проникновения артиста в образ.
С кино у Альберта Филозова долгое время не ладилось. Пробы, пробы и очередные отказы… В 60-е годы ему удалось лишь пару раз сняться на киностудии "Узбекфильм" в картинах "Сыны отечества" (Отто Тальвиг) и "Яблоки 41-го года" (Федька). Сегодня вряд ли кто вспомнит эти ленты.
Но уже очень скоро определилось амплуа актера, и "виной" тому стала удачно сыгранная роль в уже упомянутой картине "Тихоня", где Альберт Филозов создал образ скромного и тихого мужчины, которого незаслуженно обвиняют в том, что тремя годами ранее в Ялте он познакомился с девушкой Надей, и она родила от него ребенка. Хотя герой фильма и не являлся отцом, он решает материально помогать Наде…
Амплуа "невзрачного тихони" впоследствии буквально приклеилось к актеру. В сочетании с блестящим талантом Филозова оно всячески трансформировалось, позволяя создавать незабываемые образы. Кто не помнит его забитого подкаблучника Константина Лавочкина, отца Ромы из великолепной мелодрамы "Вам и не снилось", или педантичного и вместе с тем нерешительного мистера Бэнкса в детском музыкальном фильме "Мэри Поппинс, до свидания!".
Актер нередко снимался в детских картинах, а ведь, как известно, дети – самый требовательный зритель, не допускающий и малейшей фальши. Среди героев Филозова: учитель словесности Иван Карлович, он же "Чернушка" в фильме-сказке "Черная курица, или Подземные жители" (1980), Папа-лис Ларсен в сказке "Рыжий, честный, влюблённый", князь в сказке "Ледяная внучка", король в детском музыкальном фильме "Про кота…", канцлер граф Давиль в сказке "Не покидай", и многие другие.
В 1977 году он сыграл свою первую отрицательную роль — Петухова в детективной драме "И это все о нем", в 1980 году актера пригласили на роль нациста Шернера в картину "Тегеран-43". Актер не сразу согласился, но роль показалась ему интересной, да и к тому же партнером Филозова по фильму утвердили знаменитого французского актера Алена Делона. Ну, как отказаться от удовольствия поработать со звездой мировой величины?
После успеха в картине "Тегеран-43" талант Альберта Филозова еще много раз использовали для создания образов всяческих мерзавцев, негодяев, шпионов…
Были и такие роли, как в исторической ленте Сергея Юткевича и Леонида Эйдлина "Ленин в Париже", где Филозов сыграл вождя анархистов. В 1983 году картина была удостоена Государственной премии СССР, но у зрителей особой любви не снискала и впоследствии "благополучно" забылась.
Начало 90-х принесло в актив Филозова ряд интересных ролей. В первую очередь стоит отметить Алексея Юрьевича Силина в трагикомедии Владимира Краснопольского и Валерия Ускова "Ночные забавы". Герой Филозова попадает в щекотливую ситуацию – он застает свою жену с любовником, который является его начальником. Все это происходит на глазах у взрослой дочери. Актер гениально сыграл психологические метаморфозы своего персонажа, вызывая у зрителей целый спектр чувств – от сочувствия и жалости до презрения.
Должен отметить, что в этом великолепном фильме все актеры играли просто блестяще. Это был последний фильм великого Евгения Евстигнеева, который в очередной раз сразил зрителей своим неповторимым талантом. Однако, отмечая все актерские удачи в этой картине, нельзя не отметить тот факт, что Филозов сумел составить достойную конкуренцию Евстигнееву и его филигранная игра во многом определила успех у зрителей этого фильма.
Среди других работ начала 90-х: полковник милиции Авдей Петрович Кафтанов в детективе "Последняя осень", Эндрю Бэйнс в приключенческой мелодраме "Одиссея капитана Блада", Клавдий Иванович в картине "Допинг для ангелов", профессор Хайд в фантастическом фильме "Ариэль", адмирал Дорон Тальвиг в детективе "Фирма приключений", граф Хотек в исторической ленте "Сыщик петербургской полиции" и другие.
К середине 90-х с развалом отечественного кинематографа ролей стало значительно меньше. Альберт Леонидович играл в спектаклях театра "Школа современной пьесы" (куда перешел из театра Станиславского еще в 1989 году), а также занимался преподавательской деятельностью во ВГИКе и РАТИ. Впрочем, преподавательская деятельность особого удовольствия, по его собственному признанию, не доставляла.
Талант Альберта Филозова вновь стал востребован уже в новом веке. Стоит заметить, что актер достаточно критично подходил к предложениям. Снимался он регулярно, но при этом, как правило, в качественных лентах. Весьма плодотворно Альберт Леонидович работал в Театре "Школа современной пьесы".
Последние пять лет актер тяжело болел, но все равно почти ежедневно выходил на сцену. Он мужественно боролся с неизлечимой онкологической хворью, но в этом неравном поединке болезнь взяла свое. Не стало великолепного и самобытного актера, но уверен, что его творческое наследие еще долгие времена будет радовать поклонников кинематографа незабываемыми гранями таланта Альберта Леонидовича Филозова.