Есть справедливое утверждение, что без качественной драматургии не может быть хорошего театра. Это верно, как верно и то, что без профессиональной режиссуры театр также не может состояться. Но согласитесь, что основной составной частью театра во все времена являлись актеры.
Азербайджанский театр всегда был насыщен великими актерами, которые своей филигранной игрой на сцене доставляли истинное наслаждение поклонникам.
В 60-70-е годы прошлого столетия Азербайджан испытал настоящий театральный бум. Спектакли в театрах столицы шли неизменным аншлагом. Исключением не стала прославленная сцена Русского драматического театра (РДТ) имени Самеда Вургуна. Великолепная актерская труппа под руководством первой женщины-режиссера в Азербайджане Гюльджахан Гюльахмедовой-Мартыновой снискала заслуженное уважение и популярность у записных театралов Баку. Люди шли в РДТ на Ширье, Гинзбург, Адамова, Фальковича, зная, что эти потрясающие актеры не обманут их ожиданий. В списке прим РДТ наша сегодняшняя героиня занимала отнюдь не последнее место.
Дина Иосифовна Тумаркина. Сегодня день ее рождения. Ее нет ныне в Азербайджане. Она с 1990 года живет в Израиле, но никогда не забывала близкий ее сердцу Баку, хотя Дина Иосифовна не коренная жительница азербайджанской столицы.
Она родилась в другом, но также знаковом городе СССР. Детство и юность ее пришлись на Одессу, где она родилась, училась в школе, институте и получила диплом инженера, со школьных лет мечтая о сцене. Дина стала выступать с тех пор, как научилась ходить и говорить. Читала стихи, танцевала, пела, играла в детских самодеятельных спектаклях. Она не сомневалась, что после окончания школы поедет в Москву, поступит в театральный институт или театральное училище. Но тяжелая болезнь, сразившая отца, а потом и бабушку, не позволила претворить в жизнь задуманное. Как бросить больных родных людей, да еще при таком тяжелом материальном положении? Она поступила в Технологический институт на факультет холодильных машин и установок. Там Дина первым делом вошла в состав драмкружка при театре.
Тумаркина умудрялась нормально учиться, сдавать экзамены по предметам, совершенно ее не интересовавшим, и – жить театром, репетициями. Вскоре открылась одесская театральная студия Михаила Еремеевича Тилькера. Из разных концов страны собрал он бывших своих учеников, мечтая создать театр единомышленников. Дина выдержала огромный конкурс и была принята в студию.
Однако, молодость и зрелость Тумаркиной пришлись на Баку, куда она уехала с мужем вскоре после окончания учебы.
Бакинский период сложился удачно – более 35 лет народная артистка Азербайджана Дина Тумаркина работала в труппе РДТ.
Долгие годы Дина Тумаркина была ведущей актрисой театра, обласканная вниманием и публики, и критиков. На Тумаркину зритель всегда охотно ходил, заранее уверенный: фамилия народной, лауреата в премьерной афише – залог успешного спектакля. Так было, когда она играла Роксану в "Сирано де Бержерак", Елену Андреевну в "Дяде Ване", заглавную роль в драме Александра Володина "Мать Иисуса". И, конечно же, Наталью Николаевну в пьесе Вадима Коростылева "Шаги командора". Бакинский театр первым в стране, еще до Вахтанговского, которому принадлежало право первой постановки пьесы в Москве, познакомил публику с "Шагами командора". Это, конечно, по тем временам было почетно и весьма ответственно. За эту работу Дина Тумаркина получила Государственную премию Азербайджана.
В 1990 году семья Тумаркиных приняла решение уехать в Израиль.
Последняя роль Тумаркиной перед отъездом — мать Мария в спектакле по пьесе Володина "Мать Иисуса".
В Израиле она получает приглашение от замечательного режиссера, тонкого педагога, психолога, ученика Анатолия Эфроса Михаила Лурье сыграть в пьесе Разумовской "Трое под одной крышей". Спектакль был поставлен в Рамат-Гане, в школе "Бейт-Цви", которой долгие годы руководит Гери Билу. Получила еще одно приглашение – сыграть в беэр-шевском театре "Старомодную комедию" Арбузова с актером Марком Хасманом. В этом же театре срочно требовалась актриса на роль Анфисы в "Трех сестрах" Чехова. Спектакль ставил известный израильский режиссер Гидалия Бессер на иврите. Но она справилась – выучила язык и блестяще сыграла свою роль.
Ныне в свои 84 года Дина Иосифовна Тумаркина все так же потрясающе красива и полна позитивной энергетики. Она живо интересуется театральными делами, очень активна в социальных сетях. Дина Иосифовна с большой теплотой и нежностью вспоминает годы своего творческого взлета, которого она добилась благодаря успехам на бакинской сцене. А благодарные бакинские театралы со стажем всегда с особым трепетом вспоминают незабываемый тембр голоса и потрясающее дарование Дины Тумаркиной — немеркнущей звезды азербайджанского театра.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.