Сегодня на сцене Русского драматического театра имени Самеда Вургуна отмечается юбилей заслуженной артистки Азербайджана Риты Амирбековой. К этому событию приурочена премьера спектакля "Семейка Блисс" по пьесе английского драматурга Ноэля Кауарда. О том, что осталось за плечами Риты Амирбековой, Sputnik Азербайджан рассказала сама актриса.
Направляясь на встречу с заслуженной артисткой Азербайджана, обдумывала, как же начать беседу о юбилее, о возрасте…
Рита Амирбекова — выпускница Азербайджанского государственного института искусств им. Алиева (факультет "Актер драм театра и кино"). Лауреат первого Республиканского фестиваля моноспектаклей, лауреат премии Президента Азербайджана, в театре Русской драмы им. Самеда Вургуна – с 1978 года. Неповторимая актриса всю жизнь играла героинь. Столько ролей и столько главных, столько любимых… Надо бы поговорить о том, что же осталось за плечами у нашей собеседницы, думалось мне… Но все подготовленные вопросы развеялись так же быстро, как и нахлынули. Рита Джамилевна удивительная женщина – тонкая и настоящая, так охарактеризовала я ее для себя в первые минуты встречи. Только она заговорила — мгновенно расположила к себе. Улыбнулась, пошутила — и я задала вопрос, который так долго держала в голове.
- Говорите ли Вы о своем возрасте?
— Мне исполнилось шестьдесят, а скоро шестьдесят один (улыбается). Никогда не скрывала и до сих не скрываю свой возраст. Зачем? Это жизнь. Меня не тяготит ни цифра, ни возраст – да, может быть, нет былого запала, безрассудства, той энергии, которая была в 18 лет, но нам уже не к лицу и не по летам, пора нам быть мудрей (с улыбкой на лице). Знаете, с опытом приходит мастерство, а вслед – уверенность и спокойствие.
- Значит для вас — "Мои года – мое богатство"…
— Абсолютно. Что такое годы? За ними стоят события, даты, люди, встречи, расставания… Да, в душе всегда восемнадцать (улыбается). Мы всегда остаемся детьми — душа, которая вселилась в тело, может быть старой и мудрой, а может и молодой всегда. Я до сих пор могу обидеться, заплакать, как ребенок, могу даже мечтать о чем-то глупом и несерьёзном. И пусть моя душа такой и остается.
- Сегодня у Вас премьера юбилейного спектакля. Это лучший подарок от театра?
— Конечно, лучший подарок от театра – спектакль. Идея поставить его пришла уже после того, как случилась дата. Начну с того, что мы долго искали подходящую пьесу. Меня влекло больше к чему-то драматическому, а главный режиссёр театра Александр Шаровский искал подходящую пьесу всем по душе. Остановились на пьесе английского драматурга Ноэля Кауарда "Сенная лихорадка" (в нашей постановке — "Семейка Блисс"), и сегодня все равно волнуюсь, как в первый раз.
Получается так: день рождения у меня уже прошел в кругу близких и родных, но отмечу я его еще раз уже со зрителями, на сцене. Однако, все чаще убеждаюсь, что самые сладкие и добрые дни рождения бывают в детстве, с возрастом все принимаешь по-другому и мне в этот день хочется посетить могилки родных людей, побыть немного в тишине, с мыслями наедине.
- Рита Джамилевна, с сыном – актером театра Олегом Амирбековым – на сцене вы встречаетесь не так часто. На моей памяти, это был только раз, в 2007 году в спектакле "Эти свободные бабочки". И вот вы вновь на сцене с сыном в премьерном спектакле.
— Мне с Олежкой на сцене очень хорошо всегда – он теплый, солнечный, добрый и не потому, что он мой сын, а просто если судить по человеческим факторам, то о таком партнере можно только мечтать. Как удается перерыв или смена света, он подходит, обнимает нежно и произносит "Ты присядь, отдохни". Ну не это об этом ли мечтает каждая актриса? В этот раз выпала такая пьеса, как калейдоскоп событий, и мы с Олегом практически вместе и не бываем на сцене – то он убегает, то я куда-то. Но он однозначно привносит в спектакль много красок, ведь в нем есть и драматическое начало, и острая комедийность. От Олега я только заряжаюсь энергией.
- А глядя на маленького Олега, могли бы вы подумать, что спустя годы вы увидите его на сцене рядом с собой?
— (Улыбается) Как-то моя знакомая расписала для меня гороскоп, по которому вышло, что на сцене я буду играть с кровным, родным мне человеком. Я все время думала и перебирала в голове, кто же это может быть? Олег был тогда маленький, и я подумать не могла, что это может быть он. Какие бы я ни прилагала усилия построить его жизнь в другой среде, кровь и творчество взяли свое. На то воля Бога, значит, Олегу был положен определённый предел сверху. Хотя я всегда ему говорила – если быть артистом, то лучше в Москве, ведь каждая мать хочет для ребенка только лучшее. Правда, он уехал, поступил на театроведческий факультет, проучился год в Москве, а потом вернулся обратно и сказал, что больше туда не вернется. И вот мы с сыном на сцене в Баку.
- Но и с вашим образованием и обаянием можно было выбрать любой город, любой театр. Почему вы остались в Баку?
— Помнится, когда мы поехали на курсы в Москву, во МХАТЕ мне предложили остаться, но не на условиях сразу взять в труппу, а поработать и посмотреть, как все сложится – конечно, для Москвы это естественно. То есть передо мной встал выбор оставить все здесь и уехать, не зная, что тебя ожидает, или оставаться в Баку.
Посмотрите на меня внимательно! Во мне же чувствуется весь восточный колорит – я девушка с Востока. А знаете, как сложно прижиться с этим образом на московской сцене? Вот когда я получила распределение в бакинскую Русскую драму, в которую ходила с малых лет, однозначно для себя решила – остаюсь в Баку, и только. Более того, я безумно люблю свой город, без которого мне всегда тяжело, а для того, чтобы оставить его, нужно иметь внутри определенный стрежень.
- Спустя годы не жалеете, что все сложилось именно так?
— И не могу жалеть, ведь я не знаю, чтобы было со мной в Москве. Может быть, будучи там, я сожалела бы, что выбрала такой путь. Знаю не понаслышке об обаятельных, красивых и талантливых актрисах, которых сегодня я не вижу в спектаклях, на экранах в кино и даже сериалах. А я за свою жизнь сыграла так много ролей, из которых большинство – центральных. Могу сегодня сказать лишь одно – я состоялась как актриса. И знаю, что кому-то я нравлюсь (смеется).
- В театре вы актриса, а дома, на улице?..
— Никогда. Да, я люблю побалагурить дома, и то в редких случаях, если хочу поделиться впечатлениями с близкими. Но актриса я только в стенах театра, а в жизни я даже соврать не могу. И как дома, так и здесь, мы остаемся с Олегом – мамой и сыном, а не актрисой и актером, никуда от этого не денешься.
- А как влияет настроение на игру, на партнеров, ведь актрисы – обычные люди, он тоже болеют, тоже плачут, могут и текст забыть…
— Все верно, от человеческого фактора никуда не денешься. У меня и вправду уже несколько дней плохое настроение, в связи с беготней, связанной с премьерой, и я понимаю, что с таким настроением не играют комедию. Мне просто необходимо создать в душе атмосферу радости и легкости. Конечно, с плохим настроением я могу забыть и текст, и с партерном не поладить, но благо, меня всегда окружает хороший творческий ансамбль.
- Не раз приходилось слышать, что актриса многим жертвует ради театра. А приходилось ли вам выбирать между сценой и…
— К моему счастью, я никогда не выбирала между театром и личной жизнью, и не решала, что более важно, а что менее. С самого начала моего пути так удачно сложилось, что я могла быть и женой, и мамой, и дочкой, и актрисой в театре. Да, может мне было тяжелее, работая – но сидеть дома было бы скучно и грустно, а рутина – это не мое. Конечно, огромная благодарность моим родителям: львиная доля заботы о моем ребенке лежала на них. Без них я бы и не справилась.
- За время нашей беседы вы несколько раз с блеском в глазах произносили слово "счастлива". Назовете себя счастливой женщиной?
— Я самая счастливая женщина (улыбается). Счастье, оно ведь так мимолётно и, к сожалению, не постоянно. Когда мне удается собрать крупицы этого счастья, вспомнить былое и подумать, что же еще может быть – как я могу не назвать себя счастливой? Плохое забывается и уходит на второй план, счастливые и яркие моменты всегда по жизни со мной. Так мы и идем вместе за ручку с моим счастьем по жизни…
Справка:
Рита Амирбекова – актриса амплуа лирико-драматической героини, и за годы работы в театре создала ряд замечательных образов: Нелли ("Жестокие игры" Арбузова), Гусида ("Лето в городе" Анара), Виктория ("Счастье моё" Червинской), Лидка ("Рядовые" Дударева), Зинуля ("Зинуля" Гельмана), Зохра и Хумар ("Шейх Санан" Джавида), Айнур ("В хрустальном дворце" Эфендиева), Клеопатра ("Игра теней" Эдлиса), Айседора Дункан ("Три жизни Айседоры Дункан" Сагалова), и других. В последние годы актриса создает новые образы — Олуэн Пиил ("Маленькая миленькая компания" — "Опасный поворот" Пристли), Мэгги ("Чествование" Слэйда), Полины ("Плачу вперед" Птушкиной), Бланш Дюбуа ("Трамвай "Желание" Уильямса), Она ("Звезда, любовь и шампанское" Эльчина), Мехин Бану, царица Азербайджана ("Фархад и Ширин" Вургуна). Помимо театральных, имеет работы в кино: "Диверсия" (киностудия "Азербайджанфильм), "Если мы вместе" (AzTV).