Так получилось, что уроженка Киева Зоя Черкасская-Ннади покинула родной город в 1991 году, в год распада СССР. А недавно в Интернете появились подборки ее картин, посвященные советскому детству. Небольшие картинки-воспоминания, похоже, затронули ностальгические струнки в душах бывших соотечественников. Корреспондент Sputnik Лев Рыжков позвонил Зое в Израиль, расспросил об источниках вдохновения и ностальгических воспоминаниях.
Трэш как источник вдохновения
- Как у вас появилась мысль сделать серию ностальгических картинок?
— Последние шесть лет я работаю над серией картин про русскую эмиграцию в Израиле. Выставка состоится в 2017 году в Музее Израиля. Это у нас — самый главный музей. Я приехала сюда в 1991 году и, получается, зафиксировала на картинах жизнь людей 25 лет назад. Я изучала архивные материалы, пересмотрела много фильмов, связанных с тем временем. И как-то у меня память оживилась из-за этого – параллельно с картинами о русской эмиграции у меня появилась вот эта серия.
Еще одна причина, я думаю, то, что у меня недавно родилась дочка. И я стала вспоминать свое детство. В принципе, всю эту серию я начала, когда была на последнем месяце беременности. И вот уже около года ко мне приходят такие рисунки.
- А как часто они приходят?
— Ну, иногда неделя, а иногда и каждый день. Но опять же, зависит от какой-то моей повседневной деятельности. Иногда — один рисунок в месяц. А иногда – каждый день подряд. В общей сложности их около ста. Сейчас даже больше.
- Может, подстегивают вдохновение какие-то старые фильмы?
— Я пересмотрела все перестроечные фильмы, которые могла найти в сети, включая полный трэш. И каждый к чему-то подстегивает. Потому что в каком-то месте я вижу интерьеры, подходящие для меня. Какие-то есть там хорошие фильмы, которые мне даже нравятся. Но даже в самом трэшевом фильме есть элемент, который может мне пригодиться.
– А какие, по-вашему, фильмы хорошие, а какие трэшевые?
– Мой любимый фильм того времени – "Маленькая Вера". Мне кажется, это вообще шедевр кинематографа. Я его всегда с удовольствием пересматриваю. И мы с другими художниками собираемся сделать целую выставку по этому фильму.
А есть фильмы совершенно жуткие. Например, с актером Михаилом Кокшеновым. Про сексуальные похождения. Но там тоже есть детали. Одежда, например, как одеты люди.
– А я-то думал, что вам ближе такие вещи, как "Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко"…
– Есть и такие вещи. Конечно, это мое детство. Но я не могу сказать, что я слишком идеализирую то время.
Политика меня нервирует
– В родной Киев не хотели бы вернуться?
– Ну, вообще, Киев – отличный город. Я бы там жила, если бы там все было нормально. Я там была два года назад, незадолго до начала последних событий. А до этого я не была в Киеве восемнадцать лет.
– Это очень много!
– Да. У меня такой большой перерыв получается. Я в России много бывала, а в Киеве почему-то нет. Когда-то я там училась в художественной школе. И многие из моих тогдашних соучеников стали актуальными художниками в Украине. Я их там встретила, и это было очень интересно, потому что я как бы их всех знаю. Но был разрыв в знакомстве в 18 лет.
Получился интересный эксперимент с памятью. Потому что, с одной стороны, я все очень хорошо помню. А с другой стороны – такой вот провал. Я там даже многие места оставила на потом, чтобы в другой раз приехать и снова испытать этот эффект памяти. Когда я, например, пришла в тот район, где я жила. Если искать по карте, я бы никогда не сказала, как пройти от метро до дома. А когда выходишь – точно знаешь, что надо делать, и это было очень необычно.
– А как вы относитесь к политической ситуации у вас на родине?
– Вы знаете, я в политике не очень разбираюсь, особенно в украинской. Я не слежу, чтобы не раздражаться. Я не знаю, что там происходит. Я не могу что-то одобрить, если я не вникла в какие-то там детали. Меня политические темы очень нервируют. В Израиле я как раз в политике очень хорошо разбираюсь, и меня все это страшно бесит. А там я просто нервы решила сберечь, поэтому я понятия не имею, кто там действующие лица.
Советский Израиль
– А есть ли в Израиле какая-то деталь, которая вдохновляет на воспоминания о советском прошлом?
– Здесь очень много русских. И многие из них законсервировались в своем прошлом. Они живут в 90-х. Когда приезжаю в Россию или Украину, то вижу, как там все поменялось. А здесь многие русские — все еще там, в том времени. И одеваются так, как одевались тогда.
– Джинсы-варенки?
– Ну, такое, наверное, не особо купишь. Но какая-то была мода советская. Вот, например, мужчина, когда одевает такую жилетку, как для фотографов.
– То есть советские прически вы с натуры рисовали?
– И такое было. Или когда ты придешь к кому-нибудь домой, к родителям чьим-то. А у них там СССР в миниатюре.
Советских много приехало в Израиль в 90-х годах. Поэтому, когда мне для проекта требовался какой-то антураж – хрусталь какой-нибудь, вот что-то такое советское – все это очень просто найти. В секонд-хэндах всего этого навалом, нет проблем.
– То есть, в Израиле, как я понимаю, есть и русский дух, и Русью пахнет, как говорил Пушкин?
– Там на четверть наш народ. Это Высоцкий говорил.
Всем известная художница
– Расскажите теперь о творческих планах.
– Сейчас планирую выпустить книжку с рисунками. И даже получила в Израиле небольшое финансирование этой темы. Буду искать издательство, которое за это возьмется. А так я делаю еще и большие картины маслом. Я в Израиле – успешная художница. Меня здесь все знают. И сейчас у меня будет персональная выставка в самом большом музее страны.
А в принципе, я активно выставляюсь и в Израиле, и в Германии – я там жила пять лет и продолжаю поддерживать связь.
– А на жизнь вы зарабатываете именно живописью – или есть еще какая-то профессия?
– Только живописью.