Павел Гайков, специально для МИА "Россия сегодня"
В интернете появился сборник советской психоделической музыки 60-80-х годов, представленной фирмой "Мелодия".
Надо отметить, что неискушенному зрителю "советская психоделика" приоткрывает дверь в мир удивительного культурного наследия тех лет, о котором сегодня, к сожалению, почти забыли.
Ведь советская эстрада не была ограничена теми несколькими десятками имен, которые сегодня у всех на слуху. Музыкантов было много, и играли они музыку совершенно разную. Эта своего рода музыкальная вселенная часто были созвучна тому, что играли на Западе.
Репертуар сегодняшних ретро-радиостанций у современного поколения, практически не знавшего советской эстрады, сложил о ней особое представление. И потому в наши дни довольно часто в выходные с того или иного дачного участка вместе с запахом шашлыка доносятся почти всегда одни и те же ретро-хиты вперемешку с итальянскими шлягерами.
Тем удивительнее, когда порой в Интернете появляется что-то оригинальное и забытое. Слушаешь — и дивишься.
Многим помнится, как в 2010 году мир открыл для себя Эдуарда Хиля. Тогда россияне из поколения 90-х впервые узнали о нем как о "мистере Трололо". Свои последние годы жизни певец провел, купаясь в лучах славы, но как ни странно, в репертуар российских ретро-радиостанций почему-то так и не попал. А посему подобных открытий слушателю, неискушенному в советской эстраде, предстоит сделать еще очень много.
"Легкий бриз степных просторов, мощь гор и шелест листвы, гул лесов и робкое биение сердца, дыхание эпохи, воспетые в ритме ХХ века, — все это песни, произведения ансамбля "Дос-Мукасан"", — писала в 1973 году казахская газета "Ленинская молодежь" об игре местного студенческого коллектива.
В Берлине на Всемирном фестивале молодежи и студентов в тот год этот ансамбль был награжден золотой медалью.
А музыку, которую они тогда исполняли, по другую стороны Стены знали, как психоделический рок. Поэтому, когда слушаешь эту казахскую группу, легко представляешь, что история могла бы пойти по альтернативному пути: вместо или наравне с Pink Floyd и Джимом Моррисоном мировыми идолами могли бы быть студенты из Казахстана.
Еще можно вспомнить туркменский коллектив "Гунеш", который для соло-проигрышей вместо гитары использовал этнический струнный инструмент — дутар.
Только представьте себе, что дутар мог бы стать международным символом свободы и рок-н-ролла, его можно было бы встретить на вывесках всех баров – от Лос-Анджелеса до Бангкока. В моде появились бы татуировки с изображением солиста группы Мурада Садыкова. И вместо Вудстока все рвались бы на новый Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
С прямо-таки мистическим упорством, а главное, в самых неожиданных формах, пробивалось в страны соцлагеря тогда то, что сегодня принято ассоциировать с западной цивилизацией.
Кто-то считал, что рок-н-ролл — это секретное оружие ЦРУ, а кто-то его в это время играл и, более того, вносил свой вклад в его развитие.
Так "советская психоделика" охватывает практически все уголки соцлагеря, включая Прибалтику, Украину, Польшу и Кавказ.
Известный тбилисский ансамбль "Иверия" был представлен ранней композицией "Песня о Грузии". И как же здорово — напомнить всем, что, помимо песни из "Аргонавтов", у этого коллектива есть и другие записи.
Нельзя подгонять под определенное клише целую эпоху, ограничивать представления о ней десятком-другим музыкальных хитов.
"Советская психоделика" напоминает нам о том, что пытаться уложить целый пласт культуры и жизни страны в одну пластинку практически невозможно.
Сборник составлен ведущей радиостанции "Серебряный Дождь" Люсей Грин.