БАКУ, 19 июл — Sputnik. Версий о том, почему в Турции произошла попытка военного переворота и кто за всем этим стоит, на сегодняшний день можно насчитать десятки.
Виновниками за несколько дней названы все возможные и невозможные силы, существующие в мире. Причем озвучивают эти версии как компетентные лица и представители экспертных сообществ, так и просто пользователи социальных сетей, так называемые "диванные войска". Что самое интересное, последние даже умудряются ссориться между собой из-за несогласия с той или иной точкой зрения.
Позиция самой Турции в этом вопросе вполне конкретная, а именно – власти обвинили в организации мятежа оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в США. А бывший главком ВВС Турции генерал Акын Озтюрк, по данным турецких СМИ, взял на себя ответственность за участие в организации военного переворота.
В данной статье мы рассмотрим лишь некоторые версии ведущих экспертов в вопросах внешней политики, которые звучали на протяжении прошедших нескольких дней.
Так, политолог Олег Кузнецов подчеркнул, что в свете произошедших событий меняется осознание содержания трагичного сюжета со сбитым в районе сирийско-турецкой границы российским бомбардировщиком СУ-24, из-за которого отношения двух стран резко ухудшились в недавнем прошлом.
По его словам, теперь можно с большой степенью вероятности говорить, что тот трагический инцидент с самолетом был скоординированной из США операцией с участием "кротов" в российском и турецком военных ведомствах или спецслужбах, чтобы посеять вражду между Россией и Турцией.
"В тот момент времени этот план сработал, но через полгода в головы лидеров двух стран пришло отрезвление, они вновь протянули друг другу руку дружбы, что было явно не в интересах англо-саксонского мира, который оказался вынужден пойти на крайние меры – организацию государственного переворота в Турции", — подчеркнул он.
К счастью, отметил собеседник Sputnik, это преступление террористической направленности не достигло своей цели, после чего Россия и Турция вновь окажутся в братских объятиях.
В то же время руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков отмечает, что все произошедшее в ту ночь в Турции выглядит как-то неуклюже. Складывается впечатление, заметил он, что весь этот переворот – спецоперация турецких спецслужб.
"Мне кажется, что эту группу военных просто спровоцировали на попытку госпереворота, чтобы они выступили слабыми силами, и уничтожили их еще в зародыше, пока Эрдоган сильный", — сказал он.
Политолог также сомневается и в том, что за попыткой государственного переворота в Турции могут стоять США. По его мнению, если бы Штаты действительно за ним стояли, он бы удался.
Что же до обвинений в адрес Гюлена, то тут собеседник Sputnik отметил, что их с Эрдоганом отношения в последние годы были крайне испорчены, поэтому сейчас обвиняют в попытке переворота именно проповедника.
Или же, отметил Арьков, заговор военных был не вовремя раскрыт, и они пошли ва-банк, решившись на переворот, не будучи достаточно подготовленными к его проведению. Но ждать не было времени — начались бы аресты заговорщиков. Поэтому Гюлен и открещивается от произошедшего. Его люди остаются и в армии, и в правительстве. И важно их не "слить".
На фоне всех этих мнений не менее интересным остается и вопрос дальнейшего развития российско-турецких отношений, которые едва только начали налаживаться после полугодовалого конфликта.
И по этому поводу весьма ясно высказался политический аналитик Павел Клачков, который подчеркнул, что Турция является важным элементом системы региональной безопасности, и от ее устойчивости зависит ситуация не только внутри страны, а мир и баланс в регионе в целом.
По его словам, дестабилизация Турции грозит такими кострами насилия по всему региону и в окружающих ее странах, что Россия, как соседняя страна, не может оставаться безучастной. И Анкара должна будет делать шаги к нормализации ситуации, так как это лучше, чем эскалация насилия.
Отношения же Турции с Западом в результате попытки переворота, наоборот, пошатнулись. Так, еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан заявил, что страна не соблюдает международное право, проводятся репрессии, а списки задержанных людей были заготовлены заранее.
Комментируя Sputnik это заявление, турецкий историк, политолог Мехмет Перинчек отметил, что ему вполне понятно, чем руководствуются представители ЕС, и в частности, Хан, делая такие заявления.
Он отметил, дело в том, что организация Гюлена считается пятой колонной Запада в Турции.
"После прошедших в стране задержаний они потеряют своих людей в турецком государстве – в армии, милиции, судебных структурах. И поэтому европейские чиновники волнуются", — подчеркнул он.
При этом, отметил Перинчек, они почему-то не говорят о преступлениях, которые эти люди совершили во время путча. Они не вспоминают о том, что мятежники бомбардировали парламент страны, убивали людей, вышедших на улицы с протестами, давили их танками, расстреливали с вертолетов.
"Почему они не говорят об этом? Разве это не преступления против человечества?", — задается вопросом политолог.
Каким будет дальнейшее будущее Турции, сегодня предсказать сложно. Ясно только одно: власть Эрдогана укрепилась, а турецкий народ дал понять всему миру, что они действительно верят своему президенту и пойдут за ним до конца.
Недаром накануне в обращении к нации Эрдоган заявил, что турецкий народ, а также сотрудники сил безопасности вместе с военнослужащими Вооруженных сил Турции, отказавшимися примкнуть к заговорщикам, продемонстрировали историческую стойкость перед лицом попытки переворота. Подчеркнув при этом, что мужество, проявленное в ту ночь турецким народом в противостоянии с террористами, облаченными в одеяния военнослужащих, стало страницей неисчерпаемой летописи героизма.