БАКУ, 14 июл – Sputnik. В России все прекрасно понимают, что возврат в Советский союз невозможен. И то, что есть какая-то имперская угроза со стороны России в отношении других стран, такого тоже нет. Об этом во время своего выступления на организованном в Международном пресс-центре Sputnik Азербайджан 44-ом заседании Клуба политологов "Южный Кавказ" на тему "Итоги визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Баку и текущая динамика политических процессов в регионе" заявил российский ученый, политолог Олег Кузнецов.
Отметим, что наряду с ним в беседе также принимали участие азербайджанские политологи Эльхан Шахиноглу, Ильгар Велизаде и политический обозреватель Гулу Магеррамли.
Выступивший модератором мероприятия Велизаде, поприветствовав участников, а также присутствовавших в аудитории журналистов, попросил Кузнецова охарактеризовать нынешний этап азербайджано-российских отношений.
Эксперт отметил, что сегодня вполне очевидно то, что идет серьезная смена тенденций, и отношения с Азербайджаном у России от неких иррациональных основ перешли к абсолютно рациональному руслу.
Кузнецов отметил, что в России все прекрасно понимают, что Азербайджан, в отличие от многих других постсоветский стран, государство самодостаточное с точки зрения и экономики, и политики, и своего культурного менталитета. Азербайджан воспринимается как прогнозируемый, внятный и адекватный партнер.
Соответственно, сказал он, есть основания для долгосрочного выстраивания отношений.
По словам эксперта, нынешнее политическое руководство России крайне прагматично. А Азербайджан является серьезным рынком сбыта российской продукции.
"Азербайджан сейчас пытается перестать быть сырьевой страной и пытается сделать свою экономику. Причем экономику не сырьевую, что очень и очень важно. Вопрос в следующем – любая экономика нуждается в рынке сбыта, так куда может уйти азербайджанская продукция? Турция, Иран, ЕС и Америка – вряд ли. Остается Евразийское экономическое сообщество", — сказал он.
Россия и Азербайджан, по его словам, обречены на взаимовыгодное сотрудничество. Поэтому российско-азербайджанские отношения будут в любом случае развиваться в интересах двух наших стран и народов.
Далее свое мнение относительно процессов в регионе и карабахского урегулирования выразил Магеррамли. Он подчеркнул, что во многом согласен с Кузнецовым, но в то же время считает, что роль, которую Россия играет в карабахском конфликте, недостаточна, поскольку ее интересы в регионе изменились, а подходы к урегулированию остались на прежнем уровне.
При этом он отметил, что потенциал двустороннего сотрудничества действительно велик, в частности во взаимодействии в региональном аспекте.
Однако российский эксперт возразил ему, отметив, что любой конфликт обладает неким потенциалом.
По его словам, карабахский конфликт полностью себя исчерпал. Ни одна из сторон, вовлеченных в конфликт — ни Азербайджан, ни Армения, да и ни одна из внешних сторон уже не могут получить каких-либо глобально-стратегических преференций из факта наличия этого конфликта.
"Все, кто что-то хотел с этого получить, уже все получили. Этот конфликт сегодня абсолютно деструктивен, причем для всех. Извлечь какие-либо дивиденды из него уже невозможно", — подчеркнул он.
Кузнецов отметил, что уже исходя из этого начинается строительство рациональной модели изменения ситуации. Он подчеркнул, что Россия никогда не ставила вопрос о суверенитете Карабаха или принадлежность оккупированных территорий Армении. Ее позиция, по крайней мере за те годы, что у власти находится Владимир Путин, была однозначна – территориальная целостность Азербайджана – это вопрос, не ставящийся под сомнение вообще.
И тут, сказал политолог, встает уже другой вопрос – как мирным путем, без пролития человеческой крови, решить данный конфликт?
"Так как в этом случае позиции Азербайджана и Армении антагонистичны, диаметрально противоположны, то в этом контексте вырабатываются механизмы некоего принуждения Еревана к выполнению тех международных решений, которые имеют место быть", — сказал он.
Позиция Армении, по словам Кузнецова, достаточно нестабильна, как поведение человека, который не всегда адекватен. Тогда как Азербайджан наоборот представляет собой субъект, который находится в здравом уме и твердой памяти.
В любом случае, отметил он, решение проблемы поведения Армении требует коллективных усилий, потому как это не самодостаточное государство, которая существует исключительно за счет внешних дотаций. И интересны всех тех стран, на территориях которых армянская диаспора является спонсором республики Армения, каким-то образом должны учитываться.
"Вместе с тем все прекрасно понимают, что карабахский конфликт — это источник ущерба, и источник угрозы для инвестиций стран-доноров: США, Франции и России. А так как это большие деньги, которые, как известно, "любят тишину", война не нужна никому", — сказал он.
Далее слово было передано Шахиноглу, который выразил свое согласие со словами Кузнецова о развитии российско-азербайджанских отношений, но при этом отметил, что в вопросе карабахской проблемы он видит конфликт интересов.
Эксперт отметил, что сегодня Россия в этом вопросе активна, как посредник. Но в то время, как официальные лица Азербайджана сегодня говорят о том, что карабахский вопрос надо решать поэтапно, в российском обществе вряд ли есть такое же понимание.
"Интересы Армении совсем другие. Взять хотя бы казанские принципы, многие положения в них выгодны для нас, но есть одно "но" – пункт о референдуме, который все разрушает. Армения требует обозначить дату референдума, а мы на это не можем пойти и в России это прекрасно понимают", — подчеркнул он.
Мы понимает, отметил политолог, что Россия, в отличие от США и Франции, может разрешить этот конфликт, у нее есть на это рычаги. Но в вопросе Карабаха все еще существует разное видение, и это не дает найти путь к его разрешению.
В свою очередь Кузнецов обратил внимание аудитории на один важный момент, связанный с апрельскими событиями.
"Если будут предприниматься усилия в поддержку Армении, то они будут предприниматься не в рамках ОДКБ, а в рамках двухсторонних отношений с Россией. Согласно уставу структуры, коллективная безопасность распространяется на суверенные территории. А значит, Россия в поддержку Армении участвовать в военных действиях на территории Нагорного Карабаха не будет", — подчеркнул он.
Далее участники круглого стола ответили на вопросы журналистов.
Отвечая на вопрос Sputnik о том, почему превалирующее число российских СМИ, как отметили после апрельских событий в МИД Азербайджана, поддерживает в карабахском вопросе армянскую позиции, и что Россия и Азербайджан должны сделать, чтобы в печати появилась какая-то объективная точка зрения, Кузнецов сказал, что сегодня такие оголтелые проармянские настроения, как были в 2014 году, в российской прессе уже не наблюдаются.
"По апрельским событиям такой уже информационной вакханалии, как прежде, не было. И по крайней мере в ходе апрельских событий российские СМИ с государственным участием старались равно дистанцироваться от этого конфликта, и не занимать проармянскую сторону", — сказал он.
В то же время эксперт отметил, что в России объективно существует такая ситуация, когда представители армянской диаспоры достаточно много инвестировали в средства массовой информации. И они создали на территории России серьезную информационную инфраструктуру.
Поэтому, сказал он, в любых конфликтных ситуациях, при любом обострении они эту инфраструктуру задействуют.
Что касается информационного влияния Азербайджана на российском пространстве, тот тут политолог подчеркнул, что оно минимальное. Существует несколько сайтов, пара информационных агентств, которые каким-то образом пытаются отражать позицию Азербайджана для российской аудитории, но этого мало.
По его словам, численность армян в мире, и их благосостояние не сопоставимо с численностью азербайджанцев и благосостоянием Азербайджана и азербайджанской диаспоры. Благосостояние азербайджанской диаспоры в два раза больше.
"И, если вы проигрываете информационную войну на территории России, значит это проблема отсутствия политической воли для этого. Или вот, к примеру, я приехал сюда по приглашению рабочей группы, которая подсчитывала ущерб Азербайджана от армянской оккупации. Но когда меня, российского эксперта, приглашают, и все документы в этот момент преподносятся только на азербайджанском языке, возникает вопрос – зачем меня пригласили?", — сказал он.
Он рассказал, что был собран круглый стол, и шел перевод на английский язык, хотя в зале нет ни одного англичанина. И нет ни одного, не говорящего по-русски человека.
"Для чего? Кому нужна эта показуха?", — задается вопросом он.
Кузнецов также отметил, что если говорить о самом ущербе от оккупации, то и тут все непонятно. Три года работает группа, все говорят, что утрачено столько-то объектов недвижимости, но единого списка этих объектов до сих пор нет. Он не составлен.
"Кто за это отвечает? Армения? Нет. Россия, Минская Группа? Нет. За это отвечают конкретные люди в Азербайджане, которые не выполняют свою работу", — подчеркнул он.
Поэтому, отметил Кузнецов, если эта ситуация реально такая, то что тогда говорить о засилье армянских масс-медиа в России.