Министр связи и высоких технологий Рамин Гулузаде впервые за полгода после назначения на этот пост нарушил молчание. В интервью агентству Trend Гулузаде заговорил о проблемах сектора ИКТ, перспективах развития отрасли, реализации программ по внедрению стратегии перехода страны к информационному обществу.
Почему министр так долго молчал? Что происходило за стенами Министерства связи и высоких технологий (МСВТ) после громких разоблачений и коррупционного скандала конца 2015 года? Естественно, после арестов высокопоставленных лиц МСВТ новому министру приходится нелегко, нужно было провести кадровую чистку в аппарате и принадлежащих министерству структурах, осуществить мониторинг качества услуг связи и интернета.
Министр признал наличие множества проблем с качеством интернет-услуг
Рамин Гулузаде в интервью признал наличие множества проблем с качеством интернет-услуг, в работе Почты Азербайджана (Azerpocht) и иных предоставляемых услуг связи. Говоря об успехах, министр отметил, что Азербайджан – единственная страна в регионе, имеющая космическую промышленность, развита система "Электронное правительство", расширено применение "Электронной подписи", дающей импульс достижениям в сфере ИКТ, начато применение услуги 4G, территория страны охвачена вещанием цифрового телевидения.
Гулузаде рассказал, что в ближайшие годы планируется создание новой инфраструктуры, которая обеспечит каждую квартиру интернетом скоростью в 100 мегабит в секунду, услугами IP TV (интернет-телевидения) и телефонной связью, а также создание регионального Data-центра, который превратит Азербайджан в транзитный информационный центр региона.
Многие поселки в черте Баку вряд ли получат скоростной интернет в ближайшие годы
Слова министра могли бы обрадовать, если все это было бы чем-то новым. Все то же самое говорил и бывший министр Али Аббасов. Что везде будет скоростной интернет, что качество связи будет на высоком уровне, что скоро отключим аналоговое вещание и по всей стране восторжествует цифровой сигнал. Да, страна имеет космическую промышленность, запущен спутник, с помощью которого передается цифровой сигнал, внедряется технология 4G. Как гражданин Азербайджана, я горжусь этими достижениями и радуюсь каждому успеху в этой области. Но как обычный человек страдаю от множества проблем с потреблением этой самой технологической продукции. Даже в черте Баку нет приличного цифрового сигнала, он то появляется, то пропадает. Зачем мне спутник или космическая промышленность, если я у себя дома не могу нормально смотреть телевизор, тот же самый ЧЕ-2016? И что делать с 4G, если, кроме центра Баку, эта технология нигде не работает?
В интервью Гулузаде отметил, что 75% населения имеет доступ к интернету, и что это хороший показатель. Но если вдуматься, то это означает, что каждый четвертый житель страны не имеет доступа к глобальной сети. А имеющийся ADSL-интернет не отвечает требованиям дня. Да, министр обещает интернет скоростью в 100 мегабит/секунду, но только в каждую квартиру, а это значит, что многие поселки и частные дома даже в черте Баку вряд ли получат скоростной интернет в ближайшие годы. В страну поступает несколько линий передачи интернета и, в принципе, каждый житель может за приемлемую цену иметь и выход во всемирную паутину, и 200 телеканалов в придачу за 8 евро, как в Латвии, например. У них своего спутника пока нет, только собираются запустить в 2016 году, но доступ к широкополосному интернету и множеству каналов имеют все граждане Латвии.
Оборудование на почте никудышное
Наверняка министр связи и высоких технологий не знает о том, что многие отделения почты не имеют штатных почтальонов, письма не поступают по указанному адресу. В лучшем случае с почты следует звонок адресату, мол, заберите письмо сами. А старенькие бабули-почтальонши, работающие за гроши, не в состоянии доставлять письма адресатам. А как тяжело получать посылки на почте обычному человеку – то сканер не работает, то принтер не выдает бумагу. Оборудование на почте устаревшее, никудышнее. А прибыли у Azerpocht при этом колоссальные.
Рамин Гулузаде в интервью практически не коснулся некоторых важнейших вопросов сферы ИКТ. Это, в частности, дорогие тарифы, будущая судьба государственных монополий по оказанию услуг связи и интернета, точное время реализации ожидаемых проектов. И еще: правительство не планирует какое-либо финансирование отрасли. Как будет осуществляться реализация все того же проекта проведения оптоволоконного интернета? Или это будет очередным невоплощенным в жизнь обещанием качественной связи?
Каждые пять лет меняются технологии
Обещания министра не вызывают доверия. Почему? Во-первых, таких заверений было множество. Как поверить министру, когда приходится за некачественный интернет платить значительные суммы?
Нельзя в XXI веке жить стандартами и жизненными темпами XIX столетия. Двести лет назад революционные преобразования в этой области проходили по сравнению с нынешним временем в 10-15 раз медленнее, теперь же каждые три–пять лет меняются технологии. Отставание в этой области смерти подобно, а для реализации IT-проектов у нас имеются все возможности.
Интернета в стране много, но для обычного человека он малодоступен, дорог и ограничен. Надо сделать его доступным, недорогим и качественным, что нам обещает министр в ближайшее время. Как говорится, обещанного три года ждут. Подождем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.