Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан
Каждый человек старается найти для себя в этой жизни самое лучшее. Порой кажется, что он обрел свое "я", но спустя многие годы понимает, что ошибался.
В погоне за успехом и славой человек вдруг обнаруживает, что жизнь прошла. А долгожданного счастья, да что там счастья – даже самого необходимого для жизни – как не было, так и нет. Остается доживать свой век, довольствуясь одними только воспоминаниями…
Несостоявшийся музыкант
Когда я в очередной раз посетила дом престарелых, мое внимание привлек один старик. Он сидел в стороне от остальных, ни с кем не общался, молча наблюдал за всеми со стороны.
Наша беседа с ним началась с того, что он попросил звать его просто по имени.
Давуд Алиев родился в 1945 году, в семье музыкантов.
"Мой отец хотел, чтобы я тоже занялся музыкой. Но жизнь меня потянула в другую стезю", – начал он свой рассказ.
Давуд вспоминает дни своего детства, когда ходил с отцом в филармонию.
"К нам домой приходили музыканты, известные исполнители, такие как Шовкет ханум Алекперова, Рубаба Мурадова. Годы так быстро пролетели, как будто это был сон. И не знаю даже, как они пролетели…", – говорит мой собеседник.
Отец определил Давуда в класс виолончели, но он мечтал стать художником. Поэтому бросил занятия музыкой и записался на курсы по художественному искусству.
Однако, диплом получить не смог, так как его призвали в армию. В годы несения службы Давуд продолжал писать картины, много раз получал благодарность за свои работы.
Отслужив, Давуд возвращается в Баку. Последовав совету известного художника Тогрула Нариманбекова, он отправляется в Ригу, где учится на курсах художницы Зузы Виведзе, известной как "генеральская дочь".
Шли годы, и жизнь брала свое. Мать заболела раком. Отца ударил паралич. Когда Давуд вернулся на родину, его братья уже женились, каждый из них зажил своей жизнью.
Зачем мне такая семья?
Сам он в те годы и не думал жениться. Да, он часто влюблялся, но никогда не задумывался о создании семьи.
Давуд говорит, что мужчина, прежде чем создать семью, должен быть уверен, что в состоянии ее содержать: "Если бы я женился только ради женитьбы, то сделал бы это уже давно. Если я не смогу содержать семью, дать хорошую жизнь ребенку, рожденному в браке – то зачем мне такая семья?".
Он много работал, сумел накопить на собственную квартиру, которая стала ему и домом, и мастерской. Здесь стали реализовываться все его мечты – художник создает свои картины, эскизы.
Однажды по приглашению друзей он едет в Москву на выставку. Эта поездка, а вернее то, что произошло за время его отсутствия дома, перевернула всю его жизнь.
По возвращению в Баку художник с ужасом обнаружил, что его квартира, а вместе с ней его работы, над которыми он трудился много лет – все сгорели дотла…
В то время он уже был одинок. Родители давно умерли, своей семьи не было. Оставалась одна дорога – в Дом престарелых.
Его картины – его дети
Давуд приезжает сюда в 2008 году. Тут он знакомится с женщиной по имени Эльмира – такой же одинокой, как и он сам. Их комнаты были рядом, иногда они встречались друг с другом в коридоре, здоровались, начали общаться, потом решили пожениться. Теперь он осознает, что его одиночество осталось позади.
Старый художник продолжает писать картины. Недавно он закончил работать над портретом Гейдара Алиева, сейчас рисует Мехрибан Алиеву.
При этом он сетует на свою профессию, ведь "краски, бумага, кисти – все дорого, на пенсию никак не протянешь".
Давуд говорит, что хочет много рисовать. Ведь его картины – это его дети. А он хочет много детей.
Старый художник посвятил себя любимому делу, но его мечты так и остались в его сердце. Он жил, работал, создавал, но все было уничтожено всего одной лишь искрой. Сегодня старик не жалеет ни о том, что у него не было семьи, ни о том, что нет детей. Он жалеет только о своих сгоревших картинах…