Ильхам Мустафа, Sputnik Азербайджан
Жительница Гянджи Эльнара Тагиева создала музей в своей трехкомнатной квартире по собственной инициативе. В музее собраны личные вещи Национальных героев Азербайджана, а также людей, проявивших героизм и ставших шехидами во имя освобождения Нагорного Карабаха и других территорий Азербайджана от оккупации.
Найти дом Эльнары ханум на улице Севиль Газиевой было не так-то и легко. В исполнительной власти мне сказали, что смогут дать адрес только после предоставления официального письма. Как потом оказалось, про этот музей в Управлении культуры и туризма города Гянджи впервые услышали от меня. Честно говоря, я обрадовался. Наконец-то, спустя 25 лет, про этот музей все-таки узнали.
Спасибо друзьям, которые помогли мне найти Эльнару ханум. Благодаря им мне посчастливилось встретиться с этим чистым, бескорыстным человеком. По правде говоря, я не из тех, кто хочет или умеет говорить хвалебные слова, но про Эльнару ханум я рассказать просто обязан. Эта женщина достойна самых лучших слов.
"Они стали шехидами"
Перед воротами дома, на котором развевается флаг Азербайджана, меня встречает отец Эльнары ханум — дядя Таги. Мы прошли в дом, подробно ознакомились с музеем, после чего начали беседу.
Эльнара Тагиева с 1989 года работала в Комбинате имущества при Министерстве обороны АР. Вся одежда, постель, полотенца, которые поступали с линии фронта, здесь мылись, чистились и вновь отправлялись на фронт.
За время работы на комбинате она видела, как солдаты, которые привозили вещи, часто сменяли друг друга. Когда она спрашивала, а что с теми, кто приходил раньше – ей отвечали: "Тетушка, они стали шехидами".
От них же она слышала, как тела солдат, подорвавшихся на минах, меняются до неузнаваемости, а иные, попадая под снежную лавину, вовсе пропадают без вести.
Тогда у нее и зародилась идея создать музей, в котором хранилась бы память о солдатах – как погибших, так и оставшихся в живых. Семья ее поддержала и помогла.
Она уже обошла 271 семью шехидов
В годы работы в комбинате она много общалась с военнослужащими. "Перед тем, как вернуться на фронт, они писали на сигаретах свои пожелания и давали мне. Были такие, кто говорил: "тетушка, мой друг стал шехидом, скоро и я стану, никакой мечты уже не осталось". Они отдавали мне наручные часы, расчески, зажигалки. Я надписывала их и раскладывала на столе. Собирала и развешивала на стенах фотографии национальных героев. Затем начала искать сведения в газетах и журналах обо всех шехидах. Так и была заложена основа этого музея", – рассказывает Тагиева.
После того, как было заключено перемирие и активные боевые действия были окончены (1994 год), она начала посещать семьи шехидов. Там она собирала информацию о них, все записывала. По каждому погибшему она собрала папку с материалами. До сегодняшнего дня она обошла 271 семью погибших солдат.
В одной из комнат на стене висит карта Азербайджана. На ней отмечены все районы и деревни, куда она ходила в поисках семей шехидов. Список с названием мест, куда она планирует попасть, висит отдельно: "Если Аллах даст сил, пойду и туда".
"Я не могу ходить в семьи, где только недавно кто-то стал шехидом"
Она также рассказала нам о том, на какие средства она собирает свой музей.
"Раньше я работала, получала зарплату, никаких проблем не было. Начиная с 2013 года армия перешла на систему NATO, и наше предприятие закрыли. Тогда я сказала отцу: до сих пор вы не видели от меня никаких проблем, я ничем не осложняла вашу жизнь. Но я не хочу сейчас оставлять свое дело на полпути, и прошу, чтобы ты помог мне продолжить начатое мною дело", – вспоминает Тагиева.
С этого времени отец стал каждый месяц выделять деньги дочери из своей пенсии. Сегодня, по ее словам, никаких трудностей у нее нет. "Пока могу – буду продолжать. У меня нет и мысли оставлять мое дело. Ни от кого материальной помощи я не хочу. Я начала это дело во имя Аллаха, так и завершу – во имя Аллаха", – утверждает хранительница музея.
По ее словам, она больше ходит в дома, где военнослужащие стали шехидами еще до достижения перемирия. Видеться с теми, кто погиб недавно, у нее не хватает смелости. Она показывает беретку солдата, в доме которого она была недавно. "Взяла у невестки. Она отдавала ее со слезами на глазах. И это еще вещь шехида, который погиб лет 25-26 назад. А теперь представьте, каково тем, чьи близкие стали погибли совсем недавно. Вот поэтому я и не хожу к ним", – говорит Эльнара ханум.
Шехиды живут вечно
Ее часто спрашивают о том, как она может жить в месте, где столько фотографий, вещей умерших людей. "Я объясняю им, что шехиды не умирают, они живы. В Коране написано: "Не говорите мертвый тому, кто умер во имя Аллаха. Эти люди живы, но вы этого не понимаете. Они рядом со мной, питаются моими дарами", – цитирует Священную книгу Эльнара ханум, и добавляет, что не воспринимает всех этих людей как покойных. Ей кажется, что они смотрят на нее с фотографий живые.
"Возможно, это связано с моей верой, – продолжает она. — Но я живу памятью о них. Строю их мечты. Вспоминаю, что говорили их матери и сестры, и представляю, как сложилась бы их жизнь, если бы они жили. Я живу этими мыслями", – продолжает Тагиева.
Она говорит, что знает обо всех проблемах и трудностях в домах шехидов, которые она посещала, и всегда молится за благополучие в этих семьях.
Попасть на прием к национальному герою невозможно…
Эльнара ханум также собирает вещи национальных героев, которые живы и поныне. Поэтому она не назвала свое детище "Музеем шехидов", а "Музеем героев Карабаха".
Когда Рамиль Сафаров находился под арестом, она услышала, что его погоны хранятся у одного курсанта. Она нашла и принесла их в музей. После того, как Сафаров вышел на свободу, она встретилась с ним. Он подарил ей свою форму, которую он носил, будучи курсантом в Турции.
Она хотела встретиться и с национальным героем Азербайджана Ровшаном Акперовым. Три раза ходила к нему, но все безрезультатно.
"У него всегда очень много людей на приеме. Записывают имена посетителей и цель их визита. Тех, чьи проблемы можно решить, решают вне кабинета Акперова. Каждый раз, когда очередь доходила до меня, я говорила, что ничего мне не надо, все у меня есть, я просто хочу увидеться с ним. А они смотрят друг на друга, шепчутся, но не могут решиться войти к нему в кабинет и просто сказать – "у вас посетитель". Так мне и не довелось встретиться с ним, но я все еще не теряю надежды", – рассказывает Тагиева.
У хранительницы музея есть еще одна мечта – окончание войны мирным путем. Она просит Аллаха только об одном – чтобы больше никто не проливал слезы…