БАКУ, 15 апр – Sputnik. Серия террористических актов, совершенных исламскими фундаменталистами на территории европейских стран, а также волна мигрантов, захлестнувшая всю Европу, привели к тому, что здесь стали всерьез задумываться над выработкой новой политики в отношении местных мусульман.
И вот европейцы, которые еще несколько лет назад говорили о приверженности мультикультурализму, начинают отказываться от пропагандируемых ранее лозунгов.
Практичный немецкий подход
Страной, принявший на сегодня наибольшее число мигрантов, является Германия. Власти в центре и на местах пытаются решить проблему, при этом федеральный канцлер Ангела Меркель открыто говорит, что Европа вынуждена отказаться от мультикультурализма, который, к сожалению, принес одни только несчастья.
Возможно, именно такие настроения вызвали последние заявления генерального секретаря Христианско-социального союза (ХСС), входящего в союз с христианскими демократами Меркель, Андреаса Шойера. Он заявил, что в Германии должен быть принят закон об исламе, который бы предусматривал запрет на финансирование из-за рубежа мечетей, функционирующих на территории Германии. Кроме того, необходимо запретить зарубежное финансирование, в том числе из Турции и Саудовской Аравии, детских садов, считает Шойер. По его мнению, все священнослужители должны получать образование в Германии, пропагандировать основные немецкие ценности, а мусульмане должны молиться на немецком языке.
Не исключено, что в ближайшее время эти предложения Шойера будут вынесены на обсуждение Бундестага.
Мигранты должны интегрироваться в общество
Для того, чтобы выяснить, как все это может быть воспринято в мусульманском мире, Sputnik прежде всего обратился к первому заместителю председателя Совета муфтиев России Рушяну Аббясову.
"На мой взгляд, это правильное решение. Мигрантам в Европе необходимо интегрироваться в общество, изучать язык государства, где они проживают, но при этом не стоит забывать о своей национальной самоидентификации – религии, языке, культуре и традициях", – считает муфтий.
По его словам, Западу следовало быть перенять российский опыт. "В нашей стране система исламского образования финансируется со стороны государства. Занятия проводятся на русском языке, что также позволяет студентам-мигрантам адаптироваться в российском обществе", – отметил Аббясов.
Он также добавил, что по окончании обучения студенты получают дипломы государственного образца по специализации "теология". Благодаря этому мусульмане России не испытывают тех трудностей, с которыми в настоящее время сталкивается Европа.
Всевышний понимает, что говорит молящийся
В свою очередь, азербайджанский теолог Эльшад Мири считает, что Европа в настоящее время пытается любыми способами подстраховаться от возможных угроз, что важно с точки зрения обеспечения безопасности государства. Он считает правильным противодействовать пропаганде религиозных деятелей, прибывших в Европу, в том числе в Германию, из таких стран, как Турция, Иран, Саудовская Аравия. Тем не менее, Мири не согласен с призывом принуждать мусульман совершать богослужения на немецком языке, но в то же время подчеркивает, что каждый человек может обращаться к богу на любом языке, и никто не вправе его ограничивать.
"За исключением нескольких сур, которые читаются во время совершения намаза на арабском языке, молиться можно на любом языке. Всевышний сам создал все эти языки и понимает, что говорит молящийся", – отметил теолог.
Мири также согласен с тем, что мечети и детские сады не должны финансироваться иностранцами, и считает, что это можно делать за счет средств местных муниципалитетов и государственных структур.
Безопасность государства vs. мультикультурализм
По мнению уполномоченного представителя председателя Управления мусульман Кавказа, теолога Гаджи Шахина Гасани, все эти вопросы по большей части касаются внутренней безопасности государства.
Каждая страна хочет, чтобы местные религиозные деятели пропагандировали именно ее ценности. Однако, отмечает теолог, Германия – это демократическая страна. "И требование к мусульманам совершать богослужения, молиться исключительно на немецком языке является нарушением фундаментальных прав человека. На немецком можно вести проповеди, религиозные беседы, молиться, но суры, которые читаются во время совершения намаза, должны звучать на языке, на котором написан Коран, то есть на арабском", – заявил Гасани.
Теолог согласен с тем, что все эти вопросы должны регулироваться законодательно. Но в то же время считает, что все должно решаться так, чтобы мусульмане не воспринимали такой подход как дискриминацию.
В свою очередь, представитель Бакинского международного центра мультикультурализма, политолог Тофик Аббасов указывает на то, что в последнее время в европейских странах власти стараются ограничить деятельность мусульманских общин, проведение религиозных церемоний, пытаются установить для них какие-то рамки.
"Если будет принят какой-либо закон, скорее всего, все мусульмане выскажут свое отношение к этому", – заключил теолог.