Аяз Яшылярпаг, Sputnik Азербайджан
Авдеенко Владимир Степанович родился в 1926 году в селе "Украинский отруб", живет в Азербайджане, являясь гражданином республики. Рассказ о судьбе этого интересного человека, которого многие знают как деда Володю, мы начнем с экскурса в историю…
Чистое молоко словесное
Начиная с 70-х годов XVIII века молокане, будучи последователями одного из направлений духовного христианства, терпели на родине притеснения, поэтому массово отправлялись в южные области в поисках новых мест для поселения.
По поводу возникновения слова "молокане" существует несколько версий. Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём "скоромной" пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Кроме того, по одной из версий, они часто говорили "чистое молоко словесное".
В начале XIX-го века царское правительство заселяет молоканами закавказские провинции, Крым, а также Сибирь. Так в нынешнем Саатлинском районе АР появляется своя "Украинская отруба".
Отец Владимира прибыл в эти края из Краснодара, а мать из Ставрополья, здесь они и поженились.
После установления советской власти в этих краях работа продолжалась с утра до глубокой ночи. Тысячи людей строили канал для орошения этих пустынных земель. Отец Владимира был столяром и активно трудился при строительстве железнодорожной магистрали. Позднее в этом селении создается колхоз имени Калинина.
Боевой путь через Альпы
В 1941 году началась Великая Отечественная война, и мечтам Володи об образовании не было суждено сбыться. 17-летний парень отправляется на войну, за короткое время становится парашютистом-десантником и проходит боевой путь до Вены.
Из войны он помнит немногое. Одно из ярких воспоминаний – ранение в Альпах: "Осколок в левой руке страшно мучал меня. Мой товарищ взял ветку, заострил ее с одной стороны и вытащил этот осколок. До полного излечения эта рана меня совсем измучила".
Сестра помогала раненым солдатам
Сестра Владимира – Полина Черкасова – до войны уехала в Украину. После начала войны она некоторое время не могла выбраться из вражеского окружения. Но в один прекрасный день семья узнала, что Полина вернулась и работает медсестрой в Сальянских казармах в Баку.
В Саатлы эту женщину вспоминают как очень образованного, энергичного человека, всегда готового прийти на помощь людям. Сегодня ей уже 97 лет, и она, к сожалению, потеряла память. Брат с сестрой живут в соседних селах, и в последнее время не видятся друг с другом, так как здоровье уже не позволяет.
Женитьба на дочери председателя колхоза
После возвращения с войны Владимир начал работать в колхозе имени Калинина. Позднее он отправился в Баку в техническую школу, где осваивал специальность нефтяного оператора. Здесь же он познакомился с дочерью бывшего председателя колхоза имени Калинина – Екатериной Степановной Достенко.
Они поженились в 1952 году в Саатлы. Семья всегда отмечала торжественно праздничные дни, но, к сожалению, отметить золотую свадьбу Владимиру не посчастливилось, его любимая супруга скончалась в 2002 году.
У Авдеенко четверо дочерей – Людмила, Раиса, Ольга и Татьяна. Ольга замужем за азербайджанцем.
"Мне повезло с дочерями. Они по очереди остаются со мной. Если бы у меня были сыновья, они, наверное, про меня даже не вспоминали бы…", – говорит он.
Страницы жизни в трудовой книжке…
Владимир Авдеенко прошел долгую трудовую жизнь. Так, 15 ноября 1950 года он устроился водителем в комбинат №18 "Муганстроя", затем работал здесь же экскаваторщиком, крановщиком, трактористом, механизатором.
Официальным приказом в 1980 году был уволен на пенсию с работы в строительном учреждении "СУ-20", однако соседи утверждают, что видели его за рулем и в 70 лет. Сам дед Володя говорит, что "это было несколько лет назад"…
Все русскоязычные уехали
У семьи Авдеенко два гектара земли (землю раздал колхоз – ред.). Дед Володя сдает эту землю в аренду в обмен на одну тонну зерна. Раньше у деда были коровы, теперь же только кролики и домашние птицы.
В молодости он разбил у себя во дворе фруктовый сад, но фрукты оттуда никогда не продавал на рынке: часть оставляет себе, а остальное раздает соседям и родственникам.
Когда еще позволяло здоровье, Владимир увлекался охотой, особенно любил охотиться на кабанов. Сегодня уже ничто мирское его не привлекает. Даже стакан чая он до конца не допивает…
За эти годы многое изменилось. Сегодня село, где проживает дед Володя, называется Абиль. После смерти Сталина русскоязычное население села переселилось в Россию или другие регионы Азербайджана. Владимир – последний русскоязычный житель этого села.
Друзей у деда тоже не осталось. "Раньше часто приходили. Сидели, выпивали, беседовали. Уже несколько лет никто не приходит, наверняка умерли…", – сетует он.
К слову, судьба азербайджанцев, переселенных из-за делимитации советско-иранской границы, в чем-то напоминает судьбу молокан. Часть из них была расселена в селе Абиль, так как в 1953 году жители нескольких сел Джалилабадского района были вынуждены покинуть свои родные места, и переселились в это село. Сегодня основную часть его жителей составляют их потомки.
Потомки расселились по всему миру
Летом к деду приезжает много гостей. Но условия в доме не позволяют принять всех гостей должным образом. Дочь Ольга говорит, что обращалась во многие ответственные учреждения по поводу строительства нового дома за счет государства, но пока не получила положительного ответа.
Потомки Владимира расселились по всему миру – от России до Канады. Впрочем, Владимир не то, что не ездил к ним, он даже не остается у своей дочери Ольги в Баку. "Раньше я привозила отца к себе в Баку. Буквально через пару дней он заставлял меня отвезти его обратно домой", – говорит Ольга.
Его родное село, скромная изба кажется ему самой лучшей и чистой, как молоко…