БАКУ, 12 мар – Sputnik. Возможная задержка строительства железной дороги в направлении Ирана в рамках нового международного транспортного коридора Черное море – Персидский залив грозит обернуться для Азербайджана потерей значительного грузопотока.
В настоящее время руководство ИРИ проводит активные переговоры со всеми заинтересованными странами по наращиванию экономического сотрудничества с Европой, и соответственно, ищет маршруты по завозу оборудования и продукции в страну, и также доставке иранских товаров в обратном направлении.
Согласны все
Болгария и Иран готовы к совместной работе по созданию нового транспортного коридора Черное море – Персидский залив, заявил министр транспорта, информационных технологий и коммуникации Ивайло Московски в рамках 18 заседания Межправительственной болгаро-иранской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
На встрече с иранским министром жилищного строительства и городского развития Аббасом Ахмадом Aхонди Московски указал, что коридор создаст возможности для эффективной и надежной транспортировки грузов из стран Центральной и Восточной Европы в регион Ближнего Востока, отмечается на официальном сайте болгарского министерства.
Меморандум о взаимопонимании V заседания Межправительственной украинско-иранской совместной комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству определяет все направления сотрудничества между Украиной и Ираном. Об этом заявил вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, председатель украинской официальной делегации в Иране Геннадий Зубко, комментируя состоявшееся 7 марта подписание этого документа в Тегеране.
Зубко отметил, что Иран тоже готов сотрудничать с Украиной в направлении развития комбинированных перевозок с использованием коридора "Персидский залив, Иран (Астара и Каспийское море) – Черное море, Европейские страны", сообщается на правительственном портале Украины.
Оказаться в нужный момент в нужном месте
Новый международный транспортный коридор (МТК) Черное море – Персидский залив представляет собой своеобразное переплетение международных транспортных коридоров "Запад-Восток" и "Север-Юг". В данном случае предусматривается, что грузы пройдут частично по коридору "Запад-Восток" через Грузию в Азербайджан, и в дальнейшем, в рамках коридора "Север-Юг" – из Азербайджана в Иран и страны Персидского залива.
Впрочем, болгарская сторона указывает еще и на возможности транспортировки грузов по МТК Черное море – Персидский залив через Грузию, Армению в Иран. При этом речь идет о возможности строительства железной дороги между Арменией и Ираном.
В складывающейся ситуации руководству Азербайджана стоит ускорить работы по соединению азербайджанской и иранской железных дорог. В настоящее время на территории Ирана предусмотрено проведение работ по строительству крупного грузового терминала и, в связи с поставленной задачей, решено ускорить запуск коридора "Север-Юг" и завершить, возможно, до конца года, строительство ветки, которая соединит иранскую и азербайджанскую части Астары.
В вопросе привлечения грузов в рамках МТК Черное море – Персидский залив Азербайджан перед Арменией имеет неоспоримое преимущество – участок от Азербайджана по территории Ирана до портов Персидского залива востребован и со стороны России.
Так, холдинг "Российские железные дороги" и закрытое акционерное общество "Азербайджанские железные дороги" договорились о сотрудничестве в рамках МТК "Север-Юг" по вопросу привлечения грузопотоков на азербайджанскую и российскую железные дороги. Речь идет об организации перевозок грузов по маршруту Индия-Иран-Азербайджан-Россия и в обратном направлении. Отправка первых составов по данному маршруту планируется до конца марта 2016 года.
Скоординировать цели, задачи и выгоду
Накануне в Бакинском бизнес центре была проведена презентация электронного портала Координационного совета по транзитным грузоперевозкам. На сайте предоставлена информация по тарифам на грузоперевозки.
Для привлечения грузов в Азербайджан Координационному совету удалось на 40% снизить тарифные грузы, перевозимые крупнотоннажными грузовиками. В результате в направлении Баку – Актау – Баку в январе-феврале 2016 года грузы были перевезены 1582 крупнотоннажными грузовиками, что в 7,3 раза превышает показатели прошлого года.
На сайте электронного портала представлена информация о тарифах по транзитным грузоперевозкам нефти и нефтепродуктов посредством железных дорог через территорию страны в различных направлениях.
Развитие МТК Черное море – Персидский залив может принести Азербайджану еще одно преимущество. Оно связано с проектом, который подготовлен Координационным советом Азербайджана и аналогичной структурой Грузии, "Правила по тарифам на транзитные грузоперевозки и льготам по ним". Проект уже представлен на рассмотрение правительств двух стран, отмечается в сообщении Министерства экономики Азербайджана.
В настоящее время продолжается работа над электронным порталом Координационного совета (www.transit.az), что создаст возможность грузоотправителям предоставлять оперативную информацию по движению грузов по МТК на территории страны.
В регионе разворачивается нешуточная борьба за транзитные грузы, и для Азербайджана развитие транспортного сектора может стать весьма весомой альтернативой нефтегазовой промышленности.
В целях более полного и эффективного использования потенциала нашей страны в сфере транзитных грузоперевозок Указом Президента АР в октябре 2015 года создан Координационный совет по Транзитным грузоперевозкам. Обязанностями Совета являются: установление единых принципов и условий, оптимизация тарифов, координация деятельности перевозчиков и государственных органов, обеспечение прозрачности, упрощение и совершенствование транзитных процедур, сокращение их количества и сроков, применение в сфере транзитных грузоперевозок более приемлемых систем, расширение сотрудничества между странами-перевозчиками и соответствующими государственными учреждениями, поощрение транспортных коридоров, проходящих через территорию страны.