БАКУ, 6 янв – Sputnik. Украина вынуждена пойти на транзит грузов по маршруту Великого шелкового пути (ВШП), а Азербайджан выигрывает от любого транзита – будь то из Украины, Турции или любого другого государства, прокомментировал для Sputnik сообщение Министерства инфраструктуры Украины постоянный представитель секретариата Международной правительственной комиссии (МПК) ТРАСЕКА в Азербайджане Акиф Мустафаев.
Для транспортировки грузов в обход России Министерство инфраструктуры Украины предложило местным перевозчикам воспользоваться маршрутом ВШП, отмечается в сообщении на официальном сайте ведомства.
Речь идет о демонстрационном рейсе контейнерного поезда, который должен стартовать 15 января 2016 года с порта Ильичевск, предположительно в составе 20 вагонов, посредством паромных переправ на Каспийском и Черном море (порты Ильичевск–Батуми и Алят-Актау). Отмечается, что данный маршрут является частью Шелкового пути по маршруту Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай.
“Пока это тестовый поезд, но надо добиваться его перехода на систематический режим. И тогда только мы сможем более определенно сказать, что Азербайджан получит от транзита украинских грузов. Пока что надо действовать так, чтобы поезд прошел и, по возможности, в короткие сроки, без каких-то либо проблем, согласовав тарифы. Последние два года по международному транспортному коридору Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА) наблюдалось уменьшение транзита на 30%. Это было связано с мировым кризисом, вызвавшим заметное снижение товарооборота Азербайджана с соседними странами” — отметил Мустафаев.
По его словам, на это были также и субъективные проблемы, связанные с высокими тарифами и бюрократическими проволочками. Но во второй половине 2015 года указом Президента Алиева был создан Координационный совет по грузоперевозкам, после чего началась работа по снижению тарифов и упрощению таможенных процедур.
Нацсекретарь ТРАСЕКА также рассказал об ожиданиях роста объема перевалки грузов по транспортному коридору: “Если перевозки через Азербайджан сделать более интенсивными, то в короткие сроки можно вернуться к предыдущим объемам, на уровне 10-12 миллионов тонн. При этом, в случае начала работы железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс, можно ожидать роста грузоперевозок до объема не менее 5 миллионов тонн. В среднесрочной перспективе транзит может вырасти до 15-16 миллионов тонн в год, в долгосрочной – выйти на уровень 25-30 миллионов тонн. Сейчас азербайджанские государственные и частные транспортные компании получили доход от перевозок грузов на уровне 300-350 миллионов долларов. Но при выходе на высокие показатели объемов грузов доходы могут достигнуть 2 миллиардов долларов ежегодно”, — отметил он.
Одной из важных составляющих транзитного транспортного коридора Азербайджана являются морские перевозки, и одним из ключевых игроков здесь является ЗАО “Азербайджанское Каспийское морское пароходство” (КАСПАР).
“В черноморском и средиземноморском бассейнах у КАСПАР нет паромов, там работают лишь пять сухогрузов. Мы заинтересованы в грузах и в активной работе в рамках коридора ТРАСЕКА. На Каспии у нас работают две паромные линии — Баку-Актау и Баку-Туркменбаши. Железнодорожные вагоны поступают к нам для переброски морскими путями с европейского направления, с Турцией никаких ограничений нет. Если будут грузы с Украины, мы готовы перевозить своими паромами”, — заявил глава пресс-службы компании Вугар Садыгов.
Говоря о готовности самого КАСПАР к резкому увеличению грузопотока по коридору ВШП, представитель пароходства напомнил, что рост грузоперевозок выгодно всем участникам транспортной системы. “Потенциал КАСПАР позволяет ежегодно перевозить 90 тысяч вагонов и до 10 тысяч большегрузных автомобилей (TIR). По итогам 11 месяцев прошлого года было перевезено 28,5 тысяч вагонов и 5,4 TIR, соответственно, к концу 2015 года это число достигнет 30 тысяч вагонов и 6 тысяч TIR. Следовательно, сейчас пока рано говорить о достижении потенциала КАСПАР по грузоперевозкам в рамках ТРАСЕКА”, — отметил представитель пароходства.
К сожалению, в пресс-службе ЗАО “Азербайджанские железные дороги” сообщение Министерства инфраструктуры Украины прокомментировали весьма лаконично: “У нас пока нет информации об отправке данного контейнерного поезда в Баку”.
Презентация возможностей Транскаспийского международного транспортного маршрута Китай-Европа состоялась 16 ноября 2015 года в Киеве в рамках “круглого стола”. В мероприятии приняли участие представители железнодорожных администраций Украины и Казахстана, морских администраций и крупных транспортно-логистических операторов Казахстана, Азербайджана, Грузии.
В июле 2015 года был запущен первый контейнерный поезд Nomad Express по маршруту Китай (Шихези) – Казахстан (Достык-порт Актау) – Азербайджан (Кишлы). Расстояние протяженностью 4 726 км поезд преодолел всего за шесть суток.
В настоящее время прорабатывается возможность отправки грузов по маршруту Транскаспий через Украину и далее в страны Европы и обратно. Развитие Транскаспийского пути также нацелено на реализацию Плана действий “Украина-Казахстан на 2015-2017 годы” (“Дорожная карта–5”), подписанного главами государств Казахстана и Украины в октябре 2015 года, отмечается в сообщении пресс–службы Национальной компании “Казахстанские железные дороги”.