БАКУ, 18 янв — Sputnik. После снятия с Ирана международных санкций и возвращения его на нефтяной рынок многие эксперты забили тревогу: экспорт иранской нефти добавит масла в огонь и еще больше обвалит цены на "черное золото". В понедельник на фоне опасений, что грядет переизбыток предложения на рынке, в начале торгов стоимость нефти марки Brent впервые падала до самых низких с января 2003 года значений – ниже 28 долларов за баррель.
Кому выгодно снятие санкций с Ирана, как дальше будут вести себя цены на нефть и какое влияние они оказывают на курсы валют, корреспонденту Sputnik Молдова объяснили эксперты.
"Черное золото" дешевеет не из-за Ирана
Цены на нефть, напоминает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, начали падать задолго до ситуации с Ираном. Поэтому говорить о том, что в этом виноват Иран, не совсем верно.
По словам эксперта, надо понимать, что у Ирана, как и Саудовской Аравии, да и у России нефть достаточно дешевая, и проблема заключается, скорее, в том, что постепенно дорогая нефть будет уходить с рынка.
"Так, в долгосрочной перспективе, с точки зрения рынка, именно российские компании скорее выиграют, чем проиграют, поскольку при своей себестоимости добычи они сохранят этот рынок. Конкуренция же будет происходить не столько между Саудовской Аравией, РФ и Ираном, сколько между другими производителями, у которых себестоимость добычи выше. К ним относится, например, Норвегия, которая фактически уже с рынка ушла, Азербайджан, в какой-то степени Казахстан, Нигерия и Венесуэла. То же самое касается частично и Бразилии", – объясняет Абзалов.
Плюс к этому, по мнению эксперта, надо понимать, что нефть – это невозобновляемый ресурс, и важным фактором станет ни столько наличие предложения на рынке, сколько реальный спрос. А здесь ключевым фактором становится, по мнению Абзалова, ситуация в Китае.
После 2008 года, как считает Дмитрий Абзалов, фактически основным драйвером как в установлении цен на энергоносители, так и в мировой экономике в целом был именно Китай, и сейчас вопрос заключается в том, что Пекин будет делать дальше.
Кроме того, одним из решающих факторов в вопросе цены на энергоносители, наряду со спросом, станет экстренное заседание ОПЕК в марте и то решение, которое будет на нем принято.
По информации эксперта, на заседании ОПЕК может быть принято решение об ужесточении квотирования на добычу нефти, что на практике приведет к снижению производства и, соответственно, поддержанию мировых цен на нефть.
"Вполне возможно, что в этом процессе будет участвовать и Иран, поскольку стране, несмотря на увеличение объемов, все равно необходима высокая стоимость энергоносителей», – сказал Абзалов.
Усиление Ирана выгодно Москве
После того, как с Ирана сняли большинство наложенных санкций, позиции страны в регионе могут усилиться, а с ними и позиции Москвы, уверен Дмитрий Абзалов.
Со стороны США, как поясняет эксперт, прослеживается стратегия, которая заключается в создании двух центров силы на Ближнем Востоке.
"Последние действия "Братьев-мусульман", которых фактически финансировал Катар, и действия ИГ, которые финансировались в Йемене, Северной Африке и Саудовской Аравии говорят о том, что центр силы, в который входят Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и Кувейт, оказался очень мощным для Вашингтона", – считает Абзалов. В качестве балансаему, по словам эксперта, сегодня создается именно шиитский центр силы в лице Ирана, Сирии, Ливана, части Йемена, Бахрейна и Ирака.
Российской Федерации такая попытка сбалансировать систему, в принципе, тоже выгодна, поскольку усиление Ирана серьезно усиливает и позиции России на Ближнем Востоке. Также Москва за счет сохранения отношений с Саудовской Аравией и Ираном, по словам эксперта, может выступать здесь в качестве арбитра, тем более что именно Россия была основным инициатором снятия санкций с Ирана.
Кроме того, несмотря на многочисленные недальновидные, по словам Абзалова, заявления, о том, что Иран сейчас полностью развернется в направлении Вашингтона, стоит ожидать, что Иран еще очень долго будет находиться в противостоянии с США. В этом отношении важно последнее заявление иранского президента Хасана Роухани о том, что у страны не было и не будет никаких экономических отношений с США.
Данный расклад сил Российской Федерации выгоден, потому что он создает мощный опорный пункт на Ближнем Востоке. Кроме того, создается пространство для маневров и переговоров с ближневосточными странами, что, кстати говоря, уже отражается на внешней политике Москвы – ярким примером этому может служить визит в РФ катарского эмира, считает Абзалов.
"Единственное, России и Ирану, необходимо все-таки синхронизировать свои действия в экономической сфере, а именно в сфере энергетики, поскольку низкие цены и сверхнизкие цены не выгодны никому", – резюмирует эксперт.
Москве и Тегерану важно держаться сообща
В свою очередь, профессор кафедры востоковедения МГИМО, иранист, кандидат исторических наук Сергей Дружиловский уверен, что снятие санкций с Ирана серьезно на расстановку в сил в регионе не повлияет.
"Иран будет поддерживать шиитов, он будет поддерживать режим Башара Асада, он будет делать все, чтобы в Ираке укреплялся шиитский фактор, также как он будет делать все для того, чтобы укреплялся ХАМАС – это их политика, и она неизменна. И никаких особых новых ресурсов, для того, чтобы увеличить потенциал Ирана в регионе, тоже пока нет. Страна поднимается с колен, и подниматься будет еще долго. На это могут уйти годы", – считает Дружиловский.
Для Ирана, по его словам, снятие санкций – это прежде всего внутренний вопрос. Страна находилась в условиях ограничений с 2010 года, причем они были очень жесткими. "Иран выдержал эти пять лет, но падение в экономике было очень серьезное, и настроения населения в этой связи тоже менялись достаточно резко, поэтому лидер государства поддержал идею прекращения работ по обогащению урана, хотя для Ирана это было идеей фикс, национальной идеей", – пояснил политолог.
Эксперт также убежден, что на цену нефти иранский фактор никак не влияет. "Вы же видите, что падение цен на нефть происходит уже несколько лет, причем Иран никак в этом процессе не участвовал. А оттого, что Иран добавит миллион баррелей, ничего не изменится", – уверен Дружиловский.
На фоне снятия санкций с Ирана большое значение эксперт придает именно отношениям Тегерана и Москвы.
После снятия ограничений Иран получает очень хороший импульс с точки зрения внутреннего развития. И именно тут России, уверен эксперт, важно не растеряться.Сейчас Иран относится к России очень хорошо. "Есть очень важный фактор, который будет работать еще какое-то время. В свое время, лидер иранской революции Рухолла Хомейни направил Горбачеву эксклюзивное послание: никому ни до, ни после он никаких посланий не отправлял. Там было написано, что Хомейни призывает к сотрудничеству, и подчеркивалось, что Иран готов пойти на сотрудничество с Россией", – напоминает эксперт.
Именно это, по мнению Дружиловского, лежит в основе отношения нынешнего иранского руководства, представленного учениками и сторонниками Хомейни. И пока, как поясняет Дружиловский, на высших постах в стране находятся люди, которые с Хомейни рука об руку делали революцию, они, конечно, будут делать все для того, чтобы российский фактор выглядел очень прилично в отношениях с Ираном. И России в этом отношении нужно понимать, какого стратегически важного партнера на Ближнем Востоке она имеет.
Экономические и финансовые санкции, связанные с ядерной программой, были сняты с Ирана 16 января после переговоров с "шестеркой", которые длились в общей сложности 10 лет. Таким образом, Тегеран вновь становится полноценным участником всех сфер жизни мирового сообщества, в чем страна была ограничена на протяжении многих лет. Первыми, кто в 1995 наложил на Иран односторонние торгово-экономические санкции, были США. Последовательно против санкций в отношении Ирана выступала Россия. Москва и Тегеран рассматривают реализацию проектов, по которым в ближайшее время могут быть подписаны соглашения, на сумму до 40 миллиардов долларов.
Цены на нефть начали стремительно падать с лета 2014 года. За это время стоимость "черного золота" подешевела более чем в четыре раза. Ранее Тегеран заявлял, что после снятия санкций страна нарастит экспорт нефти на 0,5 миллионов баррелей в сутки.