Новости

Каждый мечтает найти работу, но в чернорабочие идти не хочется

© AP Photo / Matt RourkeСтроитель, фото из архива
Строитель, фото из архива - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Незнание правил игры на рынке труда зачастую мешает талантливым людям реализовать себя. В системе среднего и высшего образования нужно вводить полноценные курсы, обучающие азам устройства на работу.

Каждый житель Азербайджана мечтает найти приличную работу с хорошим окладом, приличными условиями труда и возможностью полноценного отдыха в конце недели. Никому не хочется идти в чернорабочие и искать заказы на "невольничьем рынке".

Вроде и работа имеется, но как узнать об этом?

В регионах найти какую-либо работу вообще представляется трудно решаемой задачей, а в Баку к кандидату выдвигаются большие требования. Вакансий маловато, а желающих работать в разы больше. Официальных безработных в столице не так много, но в целом людей, не имеющих постоянной работы, многовато. Вроде и работа имеется, но как узнать об этом? Не очень понятно.

İşsiz adam - Sputnik Азербайджан
Поиск работы никогда не был так прост: работодателям выдвинули новые требования

Учитывая проблемы в сфере поиска работы, министерство труда и социальной защиты Азербайджана недавно запустило новую подсистему портала социальных электронных услуг e-sosial.az - Məşqulluq ("Занятость"). Отныне работодатели обязаны извещать Минтруда о количестве и перечне рабочих позиций, а также появляющихся вакансиях.

Согласно заявлению замминистра труда и социальной защиты населения Анара Алиева, работодателей обязали отчитываться в министерство труда и социальной защиты об имеющихся рабочих позициях. То есть и предприниматель, и соискатель работы регистрируются в системе. Предприниматель указывает те свойства, которые требуются от кандидата, а тот в свою очередь указывает в анкете свои данные с указанием профессиональных навыков, регионом поиска работы и желаемыми позициями.

Чем престижней этаж с видом на море, тем дороже услуги данной организации

В огромном мегаполисе жизнь кипит и любые ее задержки могут обернуться хаосом и неразберихой. В каждом районе должно быть достаточное количество маркетов, кафе и ресторанов, заведений по доставке быстрого питания, контор по предоставлению разных услуг, нотариальных контор, парикмахерских, медицинских услуг, банков и так далее. Если сломался замок, его кто-то должен заменить, потеряли ключ от этого замка - нужен мастер по созданию дубликатов, отдаете ребенка в детский садик, значит, нужно сделать копию документов в ближайшей конторе с ксероксом. Нужна фотография для документа? Значит, надо искать фотоателье.

Рост зарплат может угрожать экономической стабильности страны >>

А большие бизнес-центры переполнены офисами, оказывающими самые разные услуги. Медиа-структуры, PR, маркетинговые и консалтинговые компании, переводческие и адвокатские конторы занимают самые большие офисы в лучших центрах Баку. Чем престижней этаж с видом на море, тем дороже услуги данной организации. Всем этим структурам нужны квалифицированные работники. Одни ищут работу, другие ее предлагают.

И работодатель, и соискатель намеренно обманывают друг друга

При этом существует масса проблем в сфере трудоустройства. Главная из них заключается в самом подходе к вопросу найма на работу. Многие работодатели, получившие образование в ведущих зарубежных вузах, не учитывают ментальных особенностей Азербайджана. Чтобы построить эффективную систему внутри офиса, стоящих работников нужно воспитать самому. Брать частично опытных и умелых профессионалов, которые будут обучать неопытных, но перспективных сотрудников новым технологиям и прививать передовые идеи.

Кошелек, фото из архива - Sputnik Азербайджан
В ожидании послабления: пенсионная тема в Азербайджане снова на повестке дня

Если вы вводите в рынок новые технологии, то скорее всего, достаточного количества квалифицированных работников не найдется. Этих людей придется обучить новому делу. Наш предприниматель думает, что за зарплату в 300 манатов можно будет найти грамотного и опытного офисного сотрудника со знанием двух иностранных языков. А тот, кто соглашается на подобное предложение, намерен или временно перекантоваться на этом месте, или найти лучшую должность, используя возможные связи этой конторы. Вполне вероятно, что у такого сотрудника свои, далеко идущие цели.

Таким образом, и работодатель, и соискатель намеренно обманывают друг друга, что зачастую приводит к краху бизнеса. Работе офиса иногда мешают и непредвиденные обстоятельства. Например, предприниматель пытается создать новейшую информационную или PR-компанию, но не учитывает наличия у людей патриархального сознания. Технология новая, а мышление старое. Получается неувязочка. Кто-то хочет представить себя в глазах общества в лучшем свете, при этом игнорирует советы специалистов в информационной сфере. Попробуйте объяснить образованному клиенту с отсталым мышлением, что любые жесткие высказывания в соцсетях или неуместные фотографии лишь вредят его репутации. Ни работники, ни глава такой компании не могут удачно работать на том рынке, где уровень технологий опережает сознание людей в несколько раз.

При личном разговоре выясняется, что CV принадлежит другому лицу

Студенты наших вузов любят посещать множество различных курсов и тренингов, но при этом мало кто умеет нормально оформить профессиональное резюме (так называемое CV). Если спросить у любого менеджера среднего звена, занимающегося приемом на работу, то можно услышать огромное количество анекдотов. Скажем, есть вакансия на должность офисного менеджера в Баку, но отправитель анкеты указал, что живет и работает где-нибудь в Уджаре на должности музейного работника без наличия образования. При личном разговоре выясняется, что CV принадлежит другому лицу, просто, взяв его за образец, отправитель забыл удалить чужие данные. И такой человек рассчитывает получить высокооплачиваемую должность в крупной компании.

Женщина у банкомата - Sputnik Азербайджан
Азербайджан переводит назначение пенсий и пособий в онлайн

Нашим людям не нужно ходить на бесполезные тренинги по развитию лидерских навыков. Все это пустое, если человек не научился начальным азам жизни в джунглях мегаполиса. Для устройства на работу нужно знать некоторые детали: важно правильно уметь преподнести себя. Это самое главное. Правильно оформить CV, дать о себе полноценную информацию, вовремя среагировать на телефонный звонок, войти в комнату для собеседования с видом победителя, говорить уверенным и вежливым тоном. Все это зачастую дает больше шансов, нежели два университетских диплома.

Работодателю некогда ждать, ему срочно нужно выбрать кандидата

Как можно отправлять анкету, где вместо своего номера и своей электронной почты указаны данные брата, сестры или других родственников? Работодателю некогда ждать, ему срочно нужно выбрать из сотен анкет одного достойного кандидата. А человек не отвечает на звонок или не реагирует на письмо в е-почту.

Беременная женщина, фото из архива - Sputnik Азербайджан
Женщинам Азербайджана предоставят выбор, когда выходить в декрет – и больше прав

Незнание правил игры зачастую мешает многим талантам реализоваться в полной мере. Главное правило таково: нужно обратить на себя внимание в этом безумном мире, где все пространство забито ненужной информацией. Чтобы алмазу превратиться в бесценный бриллиант, нужна профессиональная огранка. Никто не заметит ценный камень в груде мусора.

В системе среднего и высшего образования страны, безусловно, нужно вводить полноценные курсы, обучающие азам трудоустройства на работу. Мы преподаем молодежи математику, физику, химию и биологию, но не объясняем, как создать правильную анкету и вести себя на собеседовании у работодателя. В итоге все эти знания оказываются невостребованными. Наши студенты могут свободно отличить Макрона от Бориса Джонсона, но при этом выглядеть беспомощными на собеседовании и не могут отвечать на простейшие вопросы бытия.

Страна транзитная, а дальнобойщиков нет: в вузах начнут обучать новым профессиям >>

В отличие от нас, выпускники американских вузов не знают ни современных политиков, не осведомлены о деталях Киотских соглашений. Но точно знают, что хотят в этой жизни и как вести себя на встрече с работодателем.

Нам бы таких знаний побольше…

Лента новостей
0