00:59 02 Декабря 2020
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0274
  • EUR1.9035
ЖИЗНЬ
Получить короткую ссылку
185051

Чылдагчи Амир: порой люди путают чылдагчи с теми, кто убирает сглаз, порчу. Во время обряда меня спрашивают: "чего я испугался?" Я не могу объяснить, что я чылдагчи, а не гадальщик.

Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан

"Ребенок испугался" — "Отвези его в чылдаг", "Не могу спать по ночам" — "Иди в чылдаг", "Я очень нервный, задыхаюсь" — "Обратись в чылдаг"…

Феномен "чылдаг"а встречается у всех народов мира под различными названиями. При некоторых формах невроза "чылдаг" может оказать положительное воздействие на организм. Кроме того, "чылдаг" может дать эффект у определенного типа людей — это, как правило, внушаемые, зависимые, впечатлительные люди с магическим типом мышления. Важное значение имеет также практический опыт и высокая чувствительность знахаря-"чылдагчы". Способность умело воздействовать на психику человека различными предметами, а также прижигать нервные узлы на теле человека в некоторых случаях дают положительный результат. В современной медицине используется подобная методика внушения (гипноз, психотерапия), кроме того, оказывается воздействия на активные точки по принципам акупунктуры (иглоукалывания).

Все мы с детства слышали про чылдаг. Моя мама – коренная бакинка, а жители Абшеронского района традиционно верят в силу чылдага. Вот и меня часто водили в святилище чылдага совершать обряд. Будучи детьми, временами мы и не очень-то верили во все это, но никогда не показывали. Но временами верили безоговорочно…

Люди ходят туда практически по каждому поводу — когда болеют дети, не ладятся дела, терзает какое-то беспокойство. На днях я опять попала туда. Вернее, мама попросила: "Дочка, сходи в чылдаг, кажется ты чего-то испугалась". Тут у меня и зародилась идея написать об этом обряде, и я решила поговорить об этом с человеком, который его исполняет – чылдагчи Амиром.

Святилище чылдага Агасалима — это двор, в котором несколько домов, где проводят обряд чылдагчи, но главное святилище находится в доме нашего собеседника.

По словам Амира, во время обряда чылдаг затухающие угольки прикладывают к определенным частям тела. Благодаря этому нервные окончания "пробуждаются". "Когда человек боится, его нервы притупляются. Мы знаем, к каким именно точкам надо прикладывать угли – это точки, где проходят нервы. От тепла они "пробуждаются", начинают работать", – рассказывает чылдагчи.

По его словам, нередко люди путают чылдаг с гаданием.

"Порой, человек, которому я делаю чылдаг, у меня спрашивает: "Чего я испугался?". Я не могу объяснить ему, что я чылдагчи, а не гадалка. Другой говорит — убери сглаз… А все потому, что сейчас есть люди, которые занимаются непонятными делами, называя это чылдагом. Они путают людей, утверждают, что убирают испуг, говорят, чего именно человек испугался, и даже гадают. А это уже обман. К сожалению, людям нравится быть обманутым", – жалуется Амир.

Наш собеседник отвел нас на нижний этаж дома, где показал очаг. Здесь чылдагом занималась еще его прабабушка. И сегодня немало людей приходят сюда, дают обеты, делают пожертвования.

По словам Амира, это святилище – главное в бакинском поселке Маштага, все остальные в округе не являются истинными святилищами.

Из-за споров между членами семьи двор, где находится святилище, поделен на несколько частей, где каждый совершает обряд. А для проведения обряда в старом святилище, в котором совершался чылдаг до раздела, каждому родственнику отведена своя неделя.

Надо отметить, что здесь женщинам обряд совершает женщина, а мужчинам- мужчина. Правда, Амир не захотел говорить с нами об этом.

  • Здесь чылдагом занималась еще прабабушка Амира
    Здесь чылдагом занималась еще прабабушка Амира
    © Sputnik / Irade Celil
  • Во время обряда затухающие угольки прикладывают к определенным частям тела благодаря этому нервные окончания пробуждаются
    Во время обряда затухающие угольки прикладывают к определенным частям тела благодаря этому нервные окончания "пробуждаются"
    © Sputnik / Irade Celil
  • И сегодня немало людей приходят сюда, дают обеты, делают пожертвования
    И сегодня немало людей приходят сюда, дают обеты, делают пожертвования
    © Sputnik / Irade Celil
  • Амир считает, что вся жизнь основывается на вере, поэтому исцеляются те, кто приходит сюда с верой
    Амир считает, что вся жизнь основывается на вере, поэтому исцеляются те, кто приходит сюда с верой
    © Sputnik / Irade Celil
  • Наша цель не в том, чтобы заработать, а чтобы помогать людям, – говорит Амир
    "Наша цель не в том, чтобы заработать, а чтобы помогать людям", – говорит Амир
    © Sputnik / Irade Celil
  • По словам Амира, это святилище – главное в бакинском поселке Маштага
    По словам Амира, это святилище – главное в бакинском поселке Маштага
    © Sputnik / Irade Celil
  • При совершении обряда используется особая ткань, любая тут не подойдет
    При совершении обряда используется особая ткань, любая тут не подойдет
    © Sputnik / Irade Celil
  • Нередко люди путают чылдаг с гаданием
    Нередко люди путают чылдаг с гаданием
    © Sputnik / Irade Celil
1 / 8
© Sputnik / Irade Celil
Здесь чылдагом занималась еще прабабушка Амира

По его словам, при совершении обряда используется особая ткань, любая тут не подойдет. "Нельзя сжигать первую попавшуюся ткань и прикладывать ее к телу человека. Есть такие ткани, которые могут сильно обжечь", – говорит Амир и добавляет, что все эти особенности знают те, кто учился у своих предков, то есть получал знания от дедов и прадедов.

По его словам, все они хотят одного – сохранить этот очаг и продолжать помогать людям. "Некоторые чылдагчи требуют денег, но у нас не так. Наша цель не в том, чтобы заработать, а чтобы помогать людям", – говорит он.

Амир считает, что вся жизнь основывается на вере, поэтому исцеляются те, кто приходит сюда с верой. "Главное — верить. Немало людей приносили сюда на руках, а ушли они уже на своих ногах. А все потому, что верили", – сказал он.

Пока мы беседовали, десятки людей приходили, ждали своей очереди, чтобы исцелиться от страха. Правда все это, или невежество – я не могу сказать. Знаю только то, что каждый день люди приходят сюда, находят здесь душевный покой и исцеление. Наверное, поэтому, посетив это место единожды, человек возвращается сюда вновь и вновь…

Говоря о таком неоднозначном явлении, как чылдаг, следует обратиться к практике журналистского расследования.

Так, теолог Эльшад Мири считает, что совершать чылдаг и ему подобные обряды – значит находить "сотоварищей Аллаху", что считается большим грехом в Исламе.

Он отметил, что согласно мусульманской религии, "при какой-то проблеме обращаться надо к врачу, и следовать предписанному им лечению".

По мнению психолога Даяната Рзаева, существует опасность, что эффект от чылдага будет обратным. По его словам, в медицине "Терапия эмоционального стресса" имеет научный подход. А в чылдаге этой системой пользуются без какого-либо научного обоснования.

По его словам, чылдаг сохранился с древности, когда еще не было ни психотерапевтов, ни психиатров. В давние времена те, кто делал чылдаг, были чем-то сродни психотерапевтам, однако это весьма примитивный уровень.

"Этот обряд не дает глубокого эффекта. Страх остается внутри человека. На какое-то время ему становится лучше, потом он вновь возвращается в прежнее состояние. Я советую обращаться в худшем случае к невропатологу. К примеру, в Америке в таких случаях идут к психотерапевту, психологу. Однако в Азербайджане психотерапия еще не настолько развита", – отметил доктор.

По его словам, чылдаг может оказать обратный эффект. "Чылдаг сам по себе тоже стресс. У некоторых людей он может еще больше обострить страх", – считает Рзаев, и дополняет, что чылдагчи, оправдывая себя, попросту придумали т.н. "точки чылдага".

В свою очередь, доктор медицинских наук, профессор Адиль Гейбулла считает, что чылдаг – самый эффективный метод знахарства.

"Чылдаг – один из древних методов лечения. Народная медицина у тюркских народов имеет большую научную основу. Эта медицина, которая включает в себя различные методы лечения, сегодня она забывается, искажается, приписывается себе другими", – заметил профессор.

По его словам, чылдаг в своей основе – это рефлекторная терапия. "К примеру, в Китае есть метод иглоукалывания, который также основывается на рефлекторной терапии. История чылдага еще более древняя, чем история иглоукалывания. Этот метод должен изучаться, исследоваться, а его достижения широко применяться", – считает Гейбулла.

Он также отметил, что в методе лечения пиявками так же, как и в чылдаге, используется рефлексная терапия. И, по мнению профессора, если чылдаг, как метод лечения, всесторонне исследовать, он может стать достижением мировой медицины.

При этом он считает, что при неправильном проведении чылдаг может дать обратный эффект, то есть многое зависит от опыта чылдагчи.

Несмотря на то, что Гейбулла подтверждает то, что в процессе чылдага стресс "выбивается" стрессом, он в то же время не считает это основой метода. По его мнению, главное тут – воздействие на отдельные активные нервные точки, которое вызывает к жизни внутренние защитные реакции организма.

Теги:
Чылдаг, Азербайджан

Главные темы

Орбита Sputnik