Зарина Оруджалиева, Sputnik Азербайджан
Медицинское образование в Азербайджане подвергнется реформам, что принесет Азербайджанскому медицинскому университету (АМУ) новое признание, иностранных студентов и даже позиции в международных рейтингах вузов. Об этом и многом другом в интервью Sputnik Азербайджан рассказал ректор АМУ Герай Герайбейли.
- Еще недавно министр образования Джейхун Байрамов выступил с заявлением о необходимости создания в вузах новых факультетов. Хотелось бы узнать, в каких новых медицинских специальностях возникла острая необходимость?
- С конца прошлого года мы анонсировали открытие у нас новых специальностей. Естественно, что-то будет открываться по линии магистратуры, а что-то по линии бакалавриата.
Уже получено согласие на открытие магистратуры по специальности "Медицинский менеджмент". А с 2020 года мы открываем две новых специальности на уровне бакалавриата - "Медсестринское дело" и "Физиотераписты". Эти люди будут обучаться четыре года и получат диплом о высшем образовании.
То есть, у нас сегодня есть классификация врачебной специальности "Физиотерапевт". Это врач, обучавшийся шесть лет. Однако физиотерапист - человек, непосредственно работающий в кабинете психотерапии, в отделении реабилитации с больными после травм, инсультов. Это направление, которое очень сильно развито во многих других странах, равно как и высшее образование для медсестер.
Необходимость учреждения этих двух специальностей диктовалась именно большой потребностью в высококвалифицированных медсестрах. Поэтому мы надеемся, что со следующего года все три специальности будут преподаваться в нашем университете.
А в будущем мы задумываемся над открытием еще одной дополнительной специальности, в частности, созданием в магистратуре специальности "Клиническая психология". Она уже имеется в ряде вузов, однако мы хотели бы открыть ее с медицинским уклоном. К примеру, сегодня в Университете "Хазар" и Бакинском государственном университете имеется магистратура по клинической психологии.
- Немало студентов из Азербайджана обучаются за рубежом по специальности, например, "Генетика". Есть ли возможность открытия и у нас подобных факультетов?
- Наверное, в будущем. Это рассматривается.
- Расскажите пожалуйста о подготовке к внедрению программы двойных дипломов. С какими университетами ведутся переговоры?
- Мы обсуждаем этот вопрос с Эгейским университетом Турции. Сейчас мы находимся на стадии разработки протоколов.
- Расскажите также о процессе международной аккредитации.
- Я считаю, что одна из задач любого института, любого учебного заведения - получить международную аккредитацию. Конечно, очень лестно иметь аккредитацию в своей стране, но еще более значимо иметь аккредитацию международную.
Это достаточно долгий путь, потому что у структур, которые проводят международную аккредитацию, очень большой перечень критериев, которые они применяют. Некоторые требования порой нам даже немного кажутся странными. Ну, допустим, требуется наличие комнат-пространств для свободного общения студентов. Как-то мы приглашали одного эксперта. Он обошел университет и сказал: "Да, у вас очень хорошие аудитории, но кафедры состоят либо из комнат, либо из лекционных, либо из комнат педагогов. У вас нет комнат для свободного общения студентов во внеурочное время. У вас для этого используются коридоры и дворик".
Поэтому мы, опять таки с помощью наших турецких коллег, пытаемся выйти на структуры, которые занимаются международной аккредитацией.
- Что она даст университету?
- Он сможет занять достойное место в международном рейтинге университетов. А это привлечет к нам студентов из других стран и может быть, даже педагогов.
- Сколько иностранных студентов обучаются в настоящее время в вашем университете?
- Около двух тысяч. У нас в основном слушают лекции студенты из Ирака, Ирана, Турции. Но есть также из других стран.
- Ранее сообщалось, что в основном иностранцы обучаются в Азербайджане стоматологии. С чем это связано?
- Думаю, это обусловлено тем, что наша программа по стоматологии больше всего совпадает с требованиями, предъявляемыми к этой специальности в их странах. Соответственно, им легче утверждать свой диплом, полученный здесь, и приступать к работе.
- Приглашаются ли иностранные специалисты для чтения лекций?
- У нас буквально последние пару недель, как обсуждается вопрос пополнить наш преподавательский состав конкретно тремя кандидатами. То есть, у вуза есть предложения от иностранцев, желающих преподавать по совместительству в Азербайджане.
- Еще недавно у вас проводилась аттестация педагогов на предмет знания английского языка. На каком этапе находится эта работа и обязательно ли знание английского для всех?
- Знание английского, конечно, обязательно для всех. Те, кто ранее набрал относительно низкие баллы, будут привлечены к еще одним курсам, чтобы усовершенствовать свои навыки. С будущего года запланирован еще один цикл курсов, оплачиваемых университетом для преподавателей. Цель - увеличить количество англоязычных студентов.
- Какие еще реформы вы планируете внедрить в университете?
- Мы собираемся усовершенствовать систему оценки знания студентов. Пытаемся свести к минимуму участие педагогов в этом процессе. То есть исключить субъективный фактор. Для этого у нас создана система промежуточного опроса. Помимо последнего сессионного экзамена, в середине семестра мы внедрили то, что раньше делал педагог исключительно на субъективном уровне - ввели промежуточный опрос. Он проводится в тестовом центре без участия педагогов. Студент лишь контактирует с компьютером и получает свои баллы. Эта система будет совершенствоваться и дальше. Мы хотим внедрить систему оценки и практических навыков студентов.
Вы знаете, что с прошлого года у нас заработала система баллов рейтинговой аттестации педагогов. Эта система тоже будет усовершенствоваться. Нам нужно поднимать уровень не только студентов, но и педагогов.
- И напоследок хотелось бы узнать, а вы лечитесь у своих бывших студентов?
- У коллег я лечусь точно. Недавно был у стоматолога и терапевта. Это человек, с которым я вместе учился. Но к студентам, наверное, буду обращаться чуть позже.