БАКУ, 21 янв — Sputnik, Александра Зуева. Консенсус в пользу положительного рассмотрения заявки Ирана на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) пока не сложился. Об этом на днях объявил спецпредставитель президента России в организации Бахтиер Хакимов.
ЕАЭС расширяет зону свободной торговли - видео >>
Позиция самой Москвы по данному вопросу остается прежней – российская сторона никогда не препятствовала рассмотрению заявки Тегерана на вступление в ШОС.
О том, насколько реальны шансы Ирана на вступление в организацию на самом деле, Sputnik Азербайджан поинтересовался у экспертов.
США хотят максимально ослабить власть в Тегеране
Парадоксально, но членство Ирана в ШОС блокирует страна, которая не нуждается в устном переводе на двусторонних переговорах — это Таджикистан, напомнил аналитик Института международных исследований МГИМО, иранист Адлан Маргоев.
Пока Иран и Таджикистан не решат противоречия, консенсуса в ШОС по поводу вступления ИРИ в организацию не будет, считает востоковед.
"Сегодня ни в Тегеране, ни в Душанбе нет признаков потепления отношений, поэтому прогнозировать изменения на этом направлении не представляется возможным", - отметил собеседник Sputnik Азербайджан.
Что же до недавнего заявления госсекретаря США Майкла Помпео о том, что Вашингтон использует санкции в отношении китайских компаний, закупающих нефть в Иране, то оно, по словам Маргоева, с ШОС никак не связано - вопреки бытующему среди некоторых экспертов мнению.
Напомним, что ранее рядом экспертов была озвучена версия, что США, понимая, что без Тегерана создание полноценного промышленно-финансового узла и его энергетической основы в ШОС невозможно, пытаются оторвать Иран от Китая.
Европа не поддержала Иран – эксперт о "продаже" ядерной сделки >>
Логика санкций США против китайских компаний, которые работают с Ираном, заключается не столько в том, чтобы нарушить китайско-иранские энергетические отношения или препятствовать консолидации стран ШОС, а в том, чтобы максимально ослабить власть в Тегеране, пояснил иранист.
"Если политический режим сменится, то Вашингтон будет выстраивать отношения с новым, а если выстоит, то легче вести переговоры по всем аспектам внешней политики Ирана и по вопросам прав человека", - заметил он.
Разумеется, такая политика влияет не только на Иран, но и на страны Евразии, которые сотрудничают с Тегераном, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.
Иран стал точкой, вокруг которой сейчас все крутится
Иран в настоящее время становится важной точкой для многих геополитических проектов мирового уровня. И в связи с этим Тегерану, конечно же, хотелось бы иметь членство в таких значимых организациях, как ШОС, чтобы увеличить свою роль на внешнеполитическом поле, считает эксперт Института изучения международных отношений пекинской Академии общественных наук Дмитрий Беляков.
Россия в этом вопросе поддерживает Иран. Ведь чем больше Тегеран станет участвовать в подобных проектах, тем более стабильным и вменяемым будет иранское руководство - оно не станет поспешно реагировать на провокации внешних сил, ведущих агрессивную политику, пояснил эксперт.
"Вслед за Ираном очередной точкой, вокруг которой сейчас также все крутится, становится и Ливия. У Евросоюза там сегодня не все получается, а вот Турция и Россия играют в Ливии важную роль", - сказал он, напомнив, что Россия, в частности, требует от западных стран признать право ливийского народа на определение будущего страны.
Этот регион сейчас в целом взрывоопасен, так как там накладываются друг на друга ситуация в Иране, Ираке, а также ливийская проблема, считает собеседник Sputnik Азербайджан.
Конфликт США и Ирана: как Вашингтон сохраняет влияние на Ближнем Востоке >>
Что же до санкций США в отношении китайских компаний, закупающих нефть в Иране, то Беляков также придерживается мнения, что данные меры с ШОС никак не связаны.
США стремятся оторвать Тегеран от Пекина из-за того, что китайская сторона очень серьезно присутствует в Иране и рассматривает эту страну как одного из гарантов своей энергетической безопасности, отметил эксперт.
Собеседник Sputnik Азербайджан объяснил это тем, что у Ирана с Китаем недавно была согласована гигантская сделка на 400 миллиардов долларов. Первые 280 миллиардов из них должны поступить в инфраструктуру и нефтегазоперерабатывающую сферу Ирана уже в ближайшие пять лет.
"Поэтому, делая из Ирана государство-зло и требуя от Китая отказаться от иранской нефти, Вашингтон выдвигает Пекину неприемлемые, на мой взгляд, условия", - подчеркнул Беляков, добавив, что в итоге Иран станет точкой давления на Китай на втором этапе американо-китайских переговоров.
В то же время не исключено, по мнению эксперта, и то, что намерение Китая завлечь Иран в ШОС в данной ситуации тоже имеет свое значение - но это скорее второстепенный фактор.
Ультиматум безопасности: зачем Россия усиливает флот Каспия >>
США, как известно, не обращают особого внимания на организации и работают по конкретным вопросам. И главное в этой ситуации для Вашингтона – убрать энергетическую подпитку, которую Иран получает от китайской экономики. Поэтому США будут стараться не допустить поставки энергоресурсов из Ирана в Китай, заключил эксперт.