Азербайджанское кино имеет славные традиции, и так хотелось бы, чтобы тот период упадка, который наблюдается в отечественном кинематографе многие годы, наконец закончился.
Справедливости ради нужно отметить, что в последнее время все же появляются отечественные фильмы, которые дают надежду на то, что спад будет преодолен. Но желая просмотреть азербайджанские фильмы, мы до сих пор отдаем предпочтение старым лентам, снятым мастерами кино еще в советские годы.
Фильмы Гусейна Сеидзаде, Гасана Сейидбейли, Арифа Бабаева, Расима Оджагова, Эльдара Гулиева, Тофика Тагизаде, Камиля Рустамбекова и других мастеров кино тех времен до сих пор трогают наши души благодаря прекрасной режиссуре и великолепным актерским работам.
Советский кинематограф, как известно, очень большое внимание уделял детскому кино. Благодаря этому зрителю стало известно множество талантливых маленьких актеров. Актеры-дети принимали участие не только в фильмах, рассчитанных на детскую аудиторию, но и в кинопостановках для зрителей всех возрастов. И некоторые из них делали это на уровне гениальности, потрясая поклонников кинематографа своей искренностью и талантом.
Вспомним таких маленьких актеров, как Паша Борискин, который блестяще сыграл в дуэте с великим Сергеем Бондарчуком в "Судьбе человека", Колю Чурсина, сыгравшего Федора-малого в шедевре Марлена Хуциева "Два Федора", где Федора-большого играл потрясающий Василий Шукшин, Риту Сергеечеву, исполнившую роль Тони в фильме "Странные взрослые", где ее приемного отца играл блистательный Лев Дуров, Кристину Орбакайте, которая блистательно воплотила на экране образ Лены в шедевре Ролана Быкова "Чучело".
Фильм "Два Федора" вышел на экраны в 1958 году, почти одновременно с картиной азербайджанского режиссера Габиба Исмайлова Ögey ana ("Мачеха"). Я посмотрел эти ленты в дошкольном возрасте и уже тогда был потрясен увиденным, а будучи подростком, ознакомился с высказываниями видных специалистов кино об актерах, сыгравших в этих фильмах.
Не только миллионы зрителей, но и кинокритики были восхищены игрой маленького артиста, исполнителя главной роли в фильме "Мачеха". И это было заслуженно - создавший образ маленького сорванца Исмаила Джейхун Мирзоев был потрясающе убедителен и органичен в этой роли.
Сегодня одному из ярчайших актеров азербайджанского кино и талантливому режиссеру Джейхуну Мирзоеву исполнилось бы 75 лет.
Ворвавшись в кино своим великолепным исполнением роли Исмаила, Мирзоев завоевал любовь миллионов зрителей.
Этот фильм, удостоенный премии на Всесоюзном фестивале, пользовался успехом в СССР. И большая заслуга в этом принадлежала Мирзоеву, который смог передать все метания своего героя, его душевные переживания.
По рассказам старшего поколения, в конце пятидесятых годов прошлого столетия все были просто восхищены великолепной игрой этого мальчика.
Часто бывало, что дети, сыгравшие удачно в каком-то фильме, затем уходили из кинематографа. С Джейхуном было не так. После триумфа в "Мачехе" талантливого мальчика пригласил в свой фильм Тофик Тагизаде, только закончивший работу над знаковым фильмом "На дальних берегах", посвященнчм славному сыну Азербайджана - Герою Советского Союза Мехти Гусейнзаде, легендарному разведчику-партизану Михайло.
На этот раз Тагизаде снимал короткометражный фильм "Маттео Фальконе" по знаменитой новелле выдающегося французского писателя Проспера Мериме. Джейхун в этом проекте должен был воплотить образ Фортунато. Он справился с этой ролью блистательно, сумев передать все нюансы характера мальчика, который, поддаваясь соблазну, становится предателем.
В этой картине были заняты многие ведущие актеры, но фильм все же "держался" на потрясающей убедительности Джейхуна. Этой ролью он вновь убедил специалистов кино в своем безусловном таланте.
В 1962 году советский кинорежиссер Григорий Колтунов снимал фильм "Черная чайка" на "Ленфильме". Эта картина рассказывала о жизни кубинского мальчика, живущего в рыбацкой деревне, о его невероятных приключениях. В роли мальчика Манолы Колтунов решил снять талантливого юного азербайджанского актера.
Партнерами Мирзоева в "Чёрной чайке" были такие именитые актеры, как Сергей Юрский, Игорь Дмитриев, Анатолий Адоскин, Николай Волков. Джейхун и в этом фильме подтвердил свой талант.
Шло время, он становился старше, но его продолжали приглашать сниматься в роли подростков, а затем - юношей и молодых мужчин. Хочется особо отметить работы актера в фильме "Именем закона" Мухтара Дадашева, а также в роли Теймура и Османа в шедеврах великого режиссера Гусейна Сейидзаде "Непокоренный батальон" и "Кура неукротимая".
Джейхун не мыслил своей жизни без кино, и в конце шестидесятых окончил режиссёрский факультет Азербайджанского государственного института искусств, а также шлифовал свое мастерство в Москве. Он продолжал сниматься, но одновременно с этим пробовал себя и на режиссерской стезе. И это у него получалось отменно. Недаром продолжительное время Мирзоев являлся художественным руководителем киножурнала "Мозалан", широкой популярности которого он немало поспособствовал, сняв в качестве режиссера более шестидесяти сюжетов.
В 1985 году он снимает в соавторстве с Вагифом Мустафаевым фильм "Украли жениха", имевший оглушительный успех. Безусловно, в этом была заслуга всей съёмочной группы, но немалая - и Мирзоева.
Потом был фильм "Сигнал с моря", и наконец в 1993 году Джейхун снял картину "Крик" (Fəryad).
Многие зрители до сих пор весьма обоснованно считают эту картину Джейхуна Мирзоева лучшим фильмом о первой Карабахской войне. Джейхун играл в нем главную роль Исмаила. Да, да, того самого маленького Исмаила из "Мачехи", который, будучи уже сильным мужчиной, защищает свою родную землю.
Актеры были подобраны Мирзоевым великолепные - один Мелик Дадашев в роли армянского шовиниста Хачатурянца чего стоил. Но все же основную тяжесть, как постановщик и как исполнитель главной роли, нес на себе Джейхун Мирзоев. Он вложил в эту картину очень много физических и душевных сил.
Отец Джейхуна - Джамал киши был известным в Азербайджане человеком, но умер, когда сыну было всего три года. Умер от сердечного приступа, тогда, когда еще ему не было и 50-ти. Больное сердце было и у его сына. Больное, но не равнодушное: Джейхун, кроме забот по фильму, тяжко переживал потерю родных земель.
Несмотря на то, что чувствовал себя очень плохо, он продолжал работать над монтажом фильма. Делал все возможное, чтобы зрители увидели картину как можно быстрее. Зрители увидели и были восхищены, но не увидел свое творение на экране сам Джейхун.
Пятого марта 1993 года Джейхун Мирзоев, не дожив месяц до своего 47-летия, скончался от сердечного приступа. Его нет с нами, но каждый раз, когда видим "Мачеху" и "Крик", и сопереживаем его герою Исмаилу, мы вспоминаем безгранично любящего свою Родину талантливого актера и режиссера Джейхуна Мирзоева.