Великий азербайджанский актер ушел из жизни в 1963 году и вполне понятно, что я в силу своего возраста не мог видеть Алескера Алекперова на сцене. Но отношение мое к этому чародею отечественного театра таково, как будто я лично наслаждался его шедеврами на сцене. Почему? Да по той простой причине, что старшее поколение моей семьи, будучи заядлыми театралами, частенько делились своими воспоминаниями с младшим поколением.
Благодаря этим впечатлениям очевидцев я имел достаточно чёткое представление о великих деятелях искусства Азербайджана. До сих пор не могу забыть полные гордости и ценных подробностей быта и нравов того времени рассказы старших о великом просветителе и композиторе Узеир-беке Гаджибейли, о легендарных создателях актерской школы в Азербайджане Джахангире Зейналове и Гусейнбале Араблинском, о великих магах отечественной сцены Аббас-Мирзе Шарифзаде и Ульви Раджабе.
Когда в 70-е годы был жив мой дед Зияд-бек Пашабейли, вкупе с воспоминаниями о начале двадцатого века, он также делился более свежими историями и особенное место в них занимал блистательный Алескер Алекперов. Зияд-бек видел на сцене Джахангира Зейналова, Араблинского, Шарифзаде и многих других легенд отечественного театра, и мог дать объективную оценку игре Алекперова. Так вот, о том, как творили шекспировского Отелло на нашей сцене Шарифзаде и Раджаб, дед говорил всегда с восхищением. Но он также вспоминал о том, что их достойным преемником стал великолепный Алескер Алекперов.
Дед, тогда, еще в 70-е годы, категорично утверждал, что после смерти Алекперова, трагика такого вулканического таланта азербайджанский театр более не имеет. С тех пор прошло полвека, и сейчас я, как и дед, со всей ответственностью могу утверждать, что и ныне на нашей сцене не появился актер с такой великой харизмой и талантом.
А как Алекперов играл Вагифа! Театралы того времени были просто покорены постановкой пьесы великого Самеда Вургуна "Вагиф", а потрясающий актерский дуэт Алескера Алекперова и Сидги Рухулла в образе Каджара был просто великолепен. Да, мое поколение не могло видеть этих магов актерской игры в данных ролях, но те краткие моменты их игры в этом спектакле, которые были запечатлены на кинопленку, давали нам представление о величии этих корифеев нашей сцены. Только по рассказам мы знаем, что знаменитый монолог Вагифа в исполнении Алекперова буквально потрясал зрительный зал, который устраивал нескончаемые овации блистательному актеру!
В те времена актерская школа несколько отличалась от той, которая берет начало с середины шестидесятых. Во времена Алекперова большое значение имела актерская риторика, которой он владел в совершенстве и благодаря этому имел огромное воздействие на зрительный зал.
Нашему поколению Алескер Алекперов более знаком по своим работам в кино, которых у него было до обидного мало.
Я имел честь в свое время общаться с выдающимся азербайджанским киноактером, незабвенным Гасаном Мамедовым, и он поделился со мной впечатлениями о своем участии в фильме "Великая опора", снятом по известному роману Мирзы Ибрагимова. В этой картине, где дебютировал Мамедов, он играл роль сына персонажа, которого воссоздал на экране Алескер Алекперов. Председатель колхоза Рустам-киши в исполнении Алекперова был представлен сильной личностью, которого уверенность в своей правоте довела до трагических ошибок. Но он также имел силу эти ошибки признать. Гасан Мамедов отмечал высочайший профессионализм Алекперова и то, что на съёмочной площадке все актеры буквально впитывали наглядные уроки актерского мастерства мэтра. Отмечу, что и в наше время фильм этот смотрится с интересом благодаря блистательной игре Алескера Алекперова.
В "Фатали-хане", где Алекперов играл Фатали-хана, ему удалось передать трагизм правителя, который должен идти на жертвы ради сплочения нации. В целом, сценарий этого фильма вызывает определенные исторические вопросы, но игра Алекперова была безупречной.
Знаменитый актер не чурался и ролей второго плана в кино и блистал в этих работах, чем подтверждал знаменитые слова великого русского актера Михаила Щепкина, которые любил повторять легендарный режиссер Константин Станиславский: "Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры".
Вспомним Алекперова в роли Рагим-бека в фильме "Утро" режиссера Ага-Рзы Кулиева. Для советских времен его персонаж был отрицательным, но Алекперов сыграл человека, искренне возмущенного происходящим. Дальновидность Алекперова потрясает, так как в наши времена Рагим-бек превратился в положительный персонаж.
А командир партизанского отряда в знаменитой ленте режиссера Тагизаде "На дальних берегах? Роль была второстепенная, но мастер вывел свой персонаж в один ряд с главными действующими лицами этой картины. Мы верим Ферреро, который вместе с преданностью к родине отечески относится к своим партизанам и испытывает душевные муки, отправляя их в очередной раз на опасное задание.
Даже играя роль Гусейна-дайи в знаковом азербайджанском фильме "Мачеха" режиссера Габиба Исмаилова, Алекперову удается в те редкие моменты, когда его персонаж появляется на экране, убедить зрителя в том, что перед ним личность. Смотря в глаза Гусейна-дайи, мы ощущаем, что у человека за спиной нелегкая судьба, которая не сломила его, а сделала еще более сильным. Мы запоминаем каждое его появление в кадре и это под силу только величайшему актеру.
К великому сожалению, у Алескера Алекперова было мало работ в кино. Убежден, что если судьбой ему было бы отпущено больше времени, то он сумел бы создать на экране целую череду актерских шедевров. Но и то, что успел сделать великий актер, покоряет почитателей его таланта.
Небеса распорядились так, что Алескер Алекперов очень рано покинул этот мир. Величайший азербайджанский актер, Народный артист СССР, слава и гордость отечественного театра Алескер Алекперов скончался, когда ему было всего 52 года.