Сотрудничество Азербайджана с международными финансовыми институтами и организациями, в том числе с Международным валютным фондом, носит имиджевый характер для страны, так как на протяжении последних десятилетий республика на мировом рынке капитала выступает как страна-кредитор.
Международный валютный фонд (МВФ) в целом доволен проводимой Азербайджаном экономической политикой, которая позволила стране выйти из экономического спада, но при этом отмечает, что реализация ряда рекомендаций фонда часто откладывается. Об этом говорится в материалах по итогам консультаций по статье IV Устава фонда с правительством Азербайджана, которые завершились Исполнительным советом МВФ в сентябре этого года, сообщает сайт организации.
Оценку МВФ и сделанные им выводы относительно дальнейшего развития Азербайджана можно считать очередным шаблоном для развивающейся страны, богатой углеводородными ресурсами.
В частности, в представленных рекомендациях МВФ по статье IV в 2017 году азербайджанскому правительству значится завершение процесса вступления во Всемирную торговую организацию и диверсификация экономики с целью снижения зависимости от цен на нефть.
По исполнению данных рекомендаций МВФ констатирует отсутствие успеха в вопросе вступления в ВТО, при этом указывая на рост в ненефтяном секторе, отмечая еще высокий удельный вес углеводородных ресурсов в экспорте страны.
Радоваться рано – профессор об инвестициях Азербайджана в другие страны >>
Еще одно замечание МВФ касается политики Центрального банка АР по курсу национальной валюты – маната, который с апреля 2017 года удерживается на уровне 1,7 маната за доллар, в то время как региональные страны и торговые партнеры Азербайджана провели обесценивание национальных валют.
В рекомендациях экспертов МВФ к азербайджанскому правительству прослеживаются прописные истины, к которым, безусловно, можно отнести заявление о необходимости открытия новых рабочих мест в частном секторе для молодежи. Но данное предложение фонда идет вразрез с рекомендацией, связанной с ускорением вступления Азербайджана в ВТО, так как без отстаивания защиты местных производителей посредством государственных субсидий и льгот инвесторам невозможно наладить производство и открывать новые рабочие места.
Нельзя также пройти мимо заявлений о том, что несмотря на предпринятые меры со стороны азербайджанского правительства, в стране продолжает фиксироваться высокий уровень долларизации в национальной экономике. Однако для снижения уровня долларизации в первую очередь надо вернуть подорванное доверие населения к манату после двукратной девальвации национальной валюты в 2015 году. В то время как рекомендации по плавающему курсу маната с целью смягчения его курса к доллару вряд ли будут способствовать хранению средств населения в национальной валюте.
Банки Азербайджана выходят в "плюс" >>
Кроме того, по заявлениям Центробанка Азербайджана, с валютного рынка для недопущения укрепления национальной валюты идет изъятие излишней долларовой массы. Как отметил председатель ЦБА Эльман Рустамов, речь идет о стерилизации существующего профицита в размере более одного миллиарда долларов, то есть азербайджанское правительство решает проблему недопущения укрепления национальной валюты к доллару, а не наоборот.
Азербайджану повезло, что он не нуждается в средствах МВФ для проведения реформ, иначе реализация ряда рекомендаций международного финансового института могла бы привести к замедлению роста национальной экономики. В то же время, не стоит прекращать сотрудничество между Азербайджаном и МВФ в рамках IV Устава фонда, так как оценка и прогноз со стороны зарубежных экспертов не излишни, а рекомендации можно исполнять лишь в том объеме и направлении, которые выгодны стране. Не стоит забывать, что заявление МВФ о достигнутых успехах в национальной экономике положительно влияют на имидж Азербайджана перед потенциальными иностранными инвесторами.
Азербайджан присоединился к Международному валютному фонду 18 сентября 1992 года. В 1995-2005 годах для поддержки экономических реформ в рамках программ МВФ Азербайджану были предоставлены льготные кредиты на сумму 577,3 миллиона долларов, которые страна полностью погасила.
Начиная 2006 года сотрудничество Азербайджана и МВФ осуществляется в рамках консультаций по статье IV Устава фонда и миссий технической помощи по основным направлениям макроэкономической политики.