БАКУ, 6 мая — Sputnik, Фуад Ализаде. Россия собирается активно использовать железнодорожную инфрастуктуру Азербайджана на новых маршрутах - международных транспортных коридорах "Север-Юг" в направлении Ирана и "Север-Запад" - с использованием БТК (Баку-Тбилиси-Карс).
Успешное сотрудничество "Азербайджанских железных дорог" с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) позволило в первом квартале 2019 года увеличить объем грузоперевозок на 25%, заявил генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров во время встречи 6 мая с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Президент Алиев во время встречи отметил, что Азербайджан рассчитывает на увеличение транзитных грузоперевозок железнодорожным транспортом из России через свою территорию. В ходе встречи была также подчеркнута важность продолжения работ по строительству железнодорожной линии Решт-Астара для создания прямого железнодорожного сообщения по МТК "Север-Юг".
Более детальные шаги по увеличению грузопотока были обсуждены на совещании, проведенном Олегом Белозеровым совместно с генеральным директором ЗАО "АЖД" Джавидом Гурбановым.
Белозеров высоко оценил потенциал железнодорожного маршрута линии Баку-Тбилиси-Карс (БТК).
"Для полноценной загрузки БТК российская сторона готова предоставить соответствующие транспортные продукты и грузовую базу", - отметил он, говорится в сообщении пресс-службы ОАО "РЖД".
Перевозку грузов из России посредством железнодорожного маршрута линии Баку – Тбилиси – Карс называют новым транспортным коридором "Север-Запад".
В рамках совещания обсуждались также вопросы развития коридора "Север - Юг". "ОАО "РЖД" сформированы основные тарифные и логистические параметры перевозок, ведется работа с индийскими компаниями по привлечению грузовой базы. При этом строительство линии Решт – Астара на территории Ирана позволило бы выйти на регулярные объемы перевозок на уровне порядка 100 тысяч ДФЭ в год (двадцатифутовый эквивалент грузового контейнера) " – отметил руководитель российских железных дорог.
Сторонами также была отмечена важность развития электронного взаимодействия. "Уже 87% грузов в сообщении между Россией и Азербайджаном оформляется в электронном виде (в прошлом году было 50%)", – отметил Белозеров.
ОАО "РЖД" сегодня является важнейшим партнером для железных дорог Азербайджана, отметил Джавид Гурбанов.
"Квалификация сотрудников, и уровень развития российских железных дорог – хороший пример для азербайджанских железнодорожников", - подчеркнул он.
Позитивная динамика перевозок по международным транспортным коридорам и успешная реализация совместных проектов будут продолжены, отметил Гурбанов.
На совещании руководители железных дорог двух стран пришли к решению продолжить совместные с органами власти действия по оптимизации погранично-таможенных процедур, в том числе для рассмотрения возможности запуска пассажирского поезда Махачкала – Баку.
По итогам встречи состоялось подписание меморандума о развитии сотрудничества между железными дорогами Азербайджана и РФ. Документ подписали председатель ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавид Гурбанов и генеральный директор - председатель правления ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров.
Меморандум направлен на реализацию согласованной политики развития и эксплуатации евроазиатских международных транспортных коридоров, в том числе с целью расширения внешнеэкономических связей и обеспечения оптимальных транспортных условий для транзитных и экспортно-импортных перевозок.
Стороны намерены развивать комплексное сотрудничество в железнодорожной сфере, в том числе по развитию транспортного и транзитного потенциала национальных железнодорожных компаний посредством совместной реализации мероприятий, которые будут способствовать росту грузовых перевозок по маршрутам Иран – Азербайджан – Россия – Европа в рамках западного маршрута международного транспортного коридора "Север- Юг" и маршрута Россия – Азербайджан – Турция с использованием инфраструктуры железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс.
ОАО "РЖД" и ЗАО "АЖД" договорились совместно привлекать дополнительные грузы для перевозок контейнерными поездами по западному маршруту коридора "Север- Юг" и другим маршрутам.
Транспортный коридор "Север-Юг" призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией, в том числе объединить железные дороги Азербайджана, Ирана и России. На первом этапе по МТК "Север-Юг" предусматривается перевозка до пяти миллионов тонн грузов в год.
По прогнозам, на следующем этапе объем грузоперевозок увеличится до 10-15 миллионов тонн, для обеспечения которых в полном объеме и для выполнения норм безопасности необходимо проведение ряда технических мероприятий.
Основным преимуществом МТК "Север-Юг" по сравнению с другими маршрутами является уменьшение расстояния и сроков доставки грузов в два-три раза. Если перевозка грузов морским путем по маршруту Персидский залив-Суэцкий канал-Средиземное море-Балтийское море в Хельсинки происходит за 45-60 дней, то по коридору "Север-Юг" этот срок составляет 20-25 дней.