Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Вокальный квартет "Севиль", созданный легендарным азербайджанским композитором, джазменом Вагифом Мустафазаде, имел большой успех в начале 70-х годов прошлого века. После смерти пианиста ансамбль был распущен. Возродить "Севиль" спустя долгое время - в 2009 году рискнула одна из солисток квартета Рена Талыбова, которая стала художественным руководителем ансамбля. В конце прошлого года коллектив выступил на концерте, посвященном 40-летию со дня смерти Вагифа Мустафазаде. Подробно о том, как ей удалось дать вторую жизнь знаменитому квартету, Талыбова рассказала в интервью Sputnik Азербайджан.
- Почему, по-вашему, долгие годы никто не брался за возрождение ансамбля "Севиль"?
- После кончины в 1979 году Вагифа Мустафазаде ансамбль был распущен. Для нас его смерть стала неожиданностью. Мы все были в шоке. После этого никто даже не думал о том, чтобы вернуть к жизни ансамбль. В то время многим предлагали возглавить квартет, но все отказывались. Опасались, что столкнутся с критикой, люди будут говорить, что во времена Мустафазаде все в этом квартете было по-другому – он был лучше.
- Но вы все-таки решили рискнуть…
- Да, но все произошло совершенно случайно. Ко мне обратилась директор средней специальной музыкальной школы имени Бюльбюля и попросила подготовить коллектив хора учебного заведения к участию в республиканском конкурсе. Солистам хора удалось занять хорошие места в проекте. Это было в 2009 году. Тогда я попросила ее дать мне возможность подготовить нескольких девушек для нового состава квартета "Севиль".
Было очень трудно выбрать исполнительниц, так как у каждой - разные голоса. Многие певицы приходили ко мне с просьбой включить их в состав квартета, но когда я их прослушивала, понимала, что они не могут петь вместе. Но мне все же удалось найти талантливых девочек, которые и вошли в новый состав "Севиль". В 2011 году квартет утвердили в штате Азербайджанского государственного телевидения и нас назвали "Вокально-инструментальным ансамблем "Севиль" имени Вагифа Мустафазаде".
- Кто сейчас входит в состав ансамбля?
- Айнур Мирзоева, Айнур Агаева, Лейла Ахадова и Гюнай Гулиева. Мы выступаем в основном на Азербайджанском государственном телевидении и на канале "Культура", а также на разных государственных мероприятиях.
- А как вы сами попали в знаменитый ансамбль Мустафазаде?
- Я училась в музшколе имени Бюльбюля. Тогда нельзя было учиться и параллельно работать, а солистки ансамбля работали при государственном телевидении и получали определенный оклад. Вагиф Мустафазаде отправился на запись пластинки в Москву и поручил своей супруге Эльзе Мустафазаде найти новую исполнительницу для квартета. Она искала в консерватории, музыкальном училище и в конце концов решила прийти в школу имени Бюльбюля.
Сорок лет без Вагифа Мустафазаде: на день памяти приехали музыканты из Турции и России >>
Меня в тот день не было в школе. Она проверила нескольких юных исполнительниц, но ни одна не подошла. Тогда, моя одноклассница подошла к Эльзе ханум и сказала: "Есть еще одна девочка, но ее сегодня нет. Она на переменах всегда играет и поет, а мы собираемся вокруг нее". Она дала Эльзе Мустафазаде мой номер телефона и мне позвонили.
Я всегда мечтала попасть в этот ансамбль. Эльза ханум вместе с другими исполнительницами меня проверила и пригласила к себе домой. Тогда, чтобы попасть в этот ансамбль, нужно было обладать не только талантом, но и быть профессиональным исполнителем. Сейчас же все намного проще.
- А когда вы впервые познакомились с Вагифом Мустафазаде?
- Спустя некоторое время Вагиф муаллим вернулся из Москвы. Он проверил меня. Я не только спела для него, но и сыграла на пианино, так как училась в школе Бюльбюля в классе фортепиано. Мне было всегда интересно следить во время игры за его пальцами. Он всегда исполнял для нас, а мы пели.
- Трудно было с ним работать?
- Он обладал бесценными человеческими качествами. Вагиф муаллим порой много шутил, а порой был очень серьезным. Он всегда говорил, что на одном таланте продвинуться нельзя. Все должно быть поровну, то есть 50% - талант и 50% - это труд. Надо все время над собой работать. В наших глазах он был "Богом музыки", но несмотря на это, продолжал над собой работать, был очень ответственным. Больше всего не любил непунктуальных людей. С нами он был очень добрым.
- Общаетесь ли вы сейчас с бывшими солистками ансамбля "Севиль"?
- Слава Богу, все они живы и здоровы. В состав квартета входила Эльза Мустафазаде, остальные солистки менялись несколько раз. Я пришла в этот ансамбль, когда одна из них - Диляра Аллахвердиева - ушла в декрет. Потом она вернулась. Каждая из участниц сейчас занята своим делом, в основном музыкой.
В Москве вышел в свет альбом Вагифа Мустафазаде >>
Солистки ансамбля также много раз менялись по семейным обстоятельствам. Я делаю все возможное, чтобы достойно продолжить путь Мустафазаде. Приятно, что после каждого выступления квартета зрители подходят ко мне и говорят, что наше исполнение возвращает их в прошлое. Очень приятно слышать такие слова.
- Как думаете, вам удалось вернуть былой успех "Севиль"?
- Многие считают, что да. Я стесняюсь об этом говорить, но по отзывам понимаю, что мне удалось это сделать. Я посчитала своим моральным долгом возродить этот ансамбль. То, что сделал для меня Вагиф муаллим, бесценно.
- Репертуар ансамбля изменился или вы исполняете в новом составе те же композиции?
- Изменился. Конечно, на первом месте у нас песни из прежнего репертуара квартета, также сейчас мы исполняем произведения азербайджанских и зарубежных композиторов. В основном выбираю забытые композиции, чтобы молодежь их слушала и знала, какие у нас есть талантливые музыканты.