Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Впервые в Международном центре мугама прошел авторский концерт "Экология семи нот" легендарного российского пианиста-виртуоза, композитора, лауреата международных конкурсов Сени Сона (Семён Авангардович Сон). Его имя входит в международный каталог 17 эксклюзивных пианистов мира. В профессиональных музыкальных кругах Европы и Австралии признан как элитарный музыкант. Сону удалось создать новый стиль в классике, который соединяет в себе разные музыкальные направления. Будучи в Баку, пианист рассказал Sputnik Азербайджан о своем творчестве.
Как турецкий рок-музыкант спасает жизнь азербайджанки – видео с концерта в Баку >>
- Семён Авангардович, как мне известно, вы впервые прилетели в Баку.
- Да, впервые. Я просто поражен красотой города. К сожалению, вдоволь прогуляться мне не удалось, так как нужно было репетировать и подготовиться к концерту. Посчитал своим долгом прежде всего посетить могилу великого Гейдара Алиева, также гениальных исполнителей, народных артистов СССР Муслима Магомаева и Рашида Бейбутова. Я очень люблю песни из их репертуара и каждый раз слушаю.
- Если вы знаете азербайджанских исполнителей, то значит, хорошо знакомы с нашей музыкой?
- Не могу сказать, что очень хорошо ее знаю. Мне очень нравится музыка азербайджанского джазмена Вагифа Мустафазаде, памяти которого я посвятил одно из своих сочинений. Он был великолепным музыкантом. С ним я познакомился в 1975 году в Москве. Его музыка очень сильно повлияла на мою судьбу.
Также хорошо знаком с Фархадом Бадалбейли, творчество которого очень ценю. Всегда восхищаюсь его игрой. Музыка не имеет нации, поэтому не имеет значения, на каком языке она звучит, если она тебе нравится и нашла путь к твоему сердцу, то ты будешь ее слушать. Во время встречи с Фархадом в Баку я услышал лирическую песню. Слова композиции для меня были непонятны, но я понял, что в ней поется о разлуке. Когда у меня спросили, как мне удалось понять суть песни, то я ответил, что музыка сама это "говорит".
- Вы являетесь создателем нового стиля в музыке, в котором соединяете не только разные жанры, но и эпохи. Как вам это удается?
- Жизнь очень интересная и непредсказуемая штука. То, что было в прошлом — мы помним, то, что происходит сейчас - мы видим и ощущаем, а то, что будет завтра — мы не знаем. Полная неизвестность. Так и у меня. Я создаю концертные программы, которые дают возможность музыкантам по-другому взглянуть на произведения великих композиторов прошлого, внесших огромнейший вклад в мировую музыкальную культуру. Для того чтобы создавать новое и интересное, надо обязательно знать все стили и направления в музыке, знать, что делали старые мастера в живописи, что делают современные поэты и прозаики, знать законы акустики залов, экспериментировать со звуком на сцене и в студии, сочинять музыку.
Народный артист Азербайджана выступил в Метрополитен-опере - критики в восторге >>
В основном в своей музыке я соединяю классическую и современную музыку. По-своему переосмысливаю язык сочинений великих классиков. Ноты – всего лишь модели! Самое главное в игре – идея, мысль.
- Есть ли желающие исполнять вашу музыку и насколько им удаётся понять ее?
- Многие музыканты хотят исполнять мои сочинения, но для этого нужно знать и классическую, и джазовую, и барочную, и современную музыку. А еще нужно хорошо знать стили. Это главное. Не могу сказать, что у всех получается ее исполнять.
- Вы выступали с концертами во многих странах, являетесь лауреатом огромного количества конкурсов, но к сожалению, о вас очень мало информации в интернете и у вас нет никаких почетных званий…
- Может быть, это связано с тем, что не очень люблю высвечиваться везде. У меня очень необычная музыкальная карьера. После окончания консерватории я решил заняться рок-музыкой, а потом работал со многими российскими артистами в качестве их музыкального руководителя. Спустя десять лет решил вернуться в классику и понял, что во всех странах в основном играют только произведения Бетховена, Моцарта, Баха и других композиторов. Как правило, исполнители берут популярные произведения и не играют ничего нового, боясь потерять публику.
Одно и то же произведение кто-то играет быстрее, кто-то медленнее, кто-то громче, кто-то тише. И все это называют "интерпретация". Мое мнение: композиторы написали черные точки - это модели. На основе этих моделей каждый пианист может попробовать создать свое произведение. Для меня всегда на первом месте была музыка, а не какие-то почетные звания. Самая большая награда для меня – это жизнь, подаренная мне моими родителями.
- На данный момент вы живете на несколько городов. Не трудно?
- В основном живу в России, потому что там мои корни. Также часто выезжаю за границу из-за своих концертов или же учеников.