20:19 14 Ноября 2019
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0264
  • EUR1.8701
Художница из Швеции Каролина Фалкольт

Провокация или искусство: почему работа шведской художницы вызвала столько шума?

© Sputnik / Kemale Aliyeva
КУЛЬТУРА
Получить короткую ссылку
785 0 0

Фестиваль современного искусства Maiden Tower. To Be a Women ("Девичья башня. Быть женщиной") вызвал много шума в азербайджанском обществе. Эксперты обсудили причины такой реакции.

БАКУ, 17 окт — Sputnik, Кямаля Алиева. Азербайджанское общество не готово к провокационному искусству. К такому выводу пришли участники дискуссии "Искусство и Сила провокации", посвященной итогам фестиваля современного искусства Maiden Tower. To Be a Women ("Девичья башня. Быть женщиной").

В обсуждениях приняли участие инициатор и автор фестиваля Сабина Шихлинская, художник, теоретик искусства Теймур Даими, фотограф и эксперт в сфере искусства Рустам Гусейнов.

Восток - дело тонкое: кто "замазал" трансгендера шведской художницы в Баку>>

В рамках фестиваля прошло огромное количество мастер-классов, выставок, показов фильмов, но больше всего интерес публики вызвала экспозиция, открытая в художественно-производственном комбинате Союза художников. Основной целью художницы, по ее словам, было вдохнуть новую жизнь в этот комбинат с помощью стрит-арта – работ азербайджанских и зарубежных художников. Ей удалось достичь своей цели, так как сейчас это место стало одним из культовых мест страны, куда люди едут пофотографироваться. Но, как признается Шихлинская, она не знает - радоваться этому или нет.

Участники дискуссии Искусство и Сила провокации
© Sputnik / Kemale Aliyeva
Участники дискуссии "Искусство и Сила провокации"

Самое обидное, по ее словам, что интерес публики вызвала не сама выставка, а провокационная картина художницы из Швеции Каролины Фалкольт "Трансгендер". Эта работа вызвала бурные обсуждения негативного характера и привела к тому, что основная тематика проекта – гендерное неравенство и свобода женщин была забыта.

Отметим, что из-за жалоб жителей третьего микрорайона Баку на откровенный характер граффити художницы из Швеции Каролины Фалкольт "Трансгендер" руководству художественно-производственного комбината Союза художников пришлось его замазать.

"Я очень сильно переживала из-за всего этого, поэтому хочу рассказать, как все было на самом деле. Каролина давно мечтала нарисовать что-то в Баку, поэтому мы решили включить ее в число участников проекта. Посольство Швеции организовало все условия для ее приезда. Когда я предложила Каролине одну из стен комбината, то она отправила мне фотографии разных интимных частей человека. Я сразу же ее предупредила, что у нас совершенно другая религия, и в нашей стране такого рода картины не уместны", - отметила Шихлинская.

После долгих разговоров с организаторами художница согласилась представить что-нибудь менее провокационное. Для Шихлинской стало шоком и неожиданностью, когда она увидела готовую работу коллеги. Было принято решение цензурировать граффити, то есть закрасить интимные части тела персонажа черной краской, или же просто не открывать выставку. В конце концов художница согласилась внести кое-какие изменения в свою работу.

Бакинский джаз-фестиваль: концерты, денежные призы и большие возможности>>

"Каролина меня обманула. После того как картина была замазана из-за недовольства жителей и сотрудников комбината, негатива стало еще больше. Все забыли про наш проект. Провокации не для меня. Это Каролине важно было вызвать всеобщее внимание, и ей это удалось, но в ущерб нашему проекту", - считает Шихлинская.

  • Участники дискуссии Искусство и Сила провокации
    Участники дискуссии "Искусство и Сила провокации"
    © Sputnik / Kemale Aliyeva
  • Участники дискуссии Искусство и Сила провокации
    Участники дискуссии "Искусство и Сила провокации"
    © Sputnik / Kemale Aliyeva
  • Участники дискуссии Искусство и Сила провокации
    Участники дискуссии "Искусство и Сила провокации"
    © Sputnik / Kemale Aliyeva
  • Участники дискуссии Искусство и Сила провокации
    Участники дискуссии "Искусство и Сила провокации"
    © Sputnik / Kemale Aliyeva
  • Участники дискуссии Искусство и Сила провокации
    Участники дискуссии "Искусство и Сила провокации"
    © Sputnik / Kemale Aliyeva
1 / 5
© Sputnik / Kemale Aliyeva
Участники дискуссии "Искусство и Сила провокации"

Теймур Даими не согласился с мнением коллеги. Именно этот скандал, по его словам, обеспечил успех проекта. Современное искусство – само по себе провокация, и так было во все времена, считает художник.

"Сейчас мы посещаем музеи и восхищаемся работами импрессионистов, хотя в конце ХIХ века они вызывали большой скандал. Люди считали, что художники издеваются над ними. Сейчас же их работы восхищают. Это и есть искусство провокации. Оно должно раздражать, а не восхищать, хотя это тоже может быть", - считает Даими.

Причина всех этих разговоров, по словам Рустама Гусейнова, в том, что шведская художница задела больное место современного азербайджанского общества. Тему гендерного неравенства азербайджанцы еще в состоянии переварить, а сексуальные проблемы, по его словам, вообще не принято обсуждать.

"Люди привыкли, что на любой фестиваль собирается определённое количество людей, которые приходят просто посмотреть работы, а потом все разбегаются по своим делам. В этот раз все было по-другому. Общество переругалось из-за того, что восприняло одну из работ фестиваля как личное оскорбление", - отметил Гусейнов.


Главные темы

Орбита Sputnik