Обдумывая начало статьи, я никак не мог подобрать подходящие слова и фразы, наверное, раз двадцать печатая и удаляя предложение за предложением. Но надо было с чего-то начинать, и я решил следовать за своими чувствами и эмоциями.
А причина, почему я оказался в таком безвыходном положении, напрямую связана с именем Имадеддина Насими.
Нынешний, 2019 год объявлен в Азербайджане Годом Насими. По идее, уже давным-давно следовало бы перевезти его останки из Алеппо в Азербайджан. И могила его, которая наверняка разрушена террористами, а может и вовсе пропала, должна была находиться в самом прекрасном месте нашей страны. Но этого не случилось!
Историки и филологи, исследующие наследие Насими, должны были бы найти все места, куда когда-то ступала его нога, и государство должно было поставить там памятник. Имадеддин Насими – не тот человек, чей один-единственный бюст должен стоять в Шамахе. На месте каждого камня, сидя на котором он написал хотя бы одну газель, надо было поставить обелиск, а указатели по всей стране показывали бы путь к ним. Но и этого не случилось!
Почему бизнесмены от телевидения переводят турецкие фильмы на азербайджанский язык >>
В честь 650-летнего юбилея поэта и философа 2019 год будет связан с его именем. Узнав об этом, я обрадовался, что, может, наконец сбудутся мои мечты, газели Насими будут переложены на новую музыку, и мы услышим новое исполнение.
И не успел я предаться приятным грезам, как вдруг услышал знакомые слова: "В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь..."
Знаменитые на весь мир слова великого поэта звучали под звуки бездарной индийской музыки. От неожиданности я даже подпрыгнул на месте. Протер глаза, ущипнул себя. Подумал – может я сплю или мне послышалось. Но нет, не послышалось!
Узнав, что песню поет Афет Фармангызы, я не мог не вспомнить фильм о Насими, где в одной из самых драматических сцен великий поэт обращается к девушке, наделив ее эпитетом "афет" (что в переводе значит "прекрасная девушка" - ред.): "Не время сейчас воспевать красоту!".
Настало время объединить двух гигантов >>
Понятно, что нынешняя Афет, как и та, что жила в те времена, любит Насими. Но между той любовью и этой лежит глубокая пропасть.
Красавицы в те времена поклонялись философии, уму, мечтам и целям Насими - человека, чье имя даже нельзя было произносить вслух, и ради которого они даже были готовы пойти на смерть!
Но Афет нашего времени только после объявления Года Насими вспоминает, что когда-то в Азербайджане жил такой поэт и, быстренько состряпав песенку на его стихи, старается получить на этом побольше "свадебных" заказов!
Но как? И по какому праву? Чтобы только написать статью, в которой будет упоминаться имя Насими, я часами думаю, переживаю, стараюсь, тысячу раз прошу прощения у великого поэта прошлого. Но как спокойно ты превращаешь величайшее стихотворение Насими в свадебную песню? Ты хотя бы понимаешь смысл этого стихотворения? Сколько вообще стихов поэта ты до сих пор прочитала, проанализировала?
Имейте уважение - не говорите плохо о великих актерах и актрисах >>
Стыдно должно быть! Клянусь святостью Насими и его философии, стыдно!
Вообще, дела такого рода должны рассматриваться на государственном уровне. Некоторые образцы и представители искусства должны быть объявлены неприкосновенными.
И если кто-то решит снова обратиться к их творчеству, соответствующее разрешение должна давать специальная комиссия. Она же должна контролировать все это дело и, если конечный результат окажется достоин оригинала, давать разрешение на его жизнь.
Но если люди посмеют обратиться к этим неприкосновенным образцам искусства и их представителям без разрешения, их следует наказать на крупную сумму и запретить заниматься творческой деятельностью на неопределенный срок.
Пора разгружать Баку: регионам тоже нужны культура и наука >>
А не то в этой неразберихе и вседозволенности любой может вредить творчеству и Насими, и Физули, и других великих людей.
Но учитывая, что на государственном уровне контроля никакого нет, нужно серьезно задействовать общественное порицание. Объектами публичного осуждения должны быть не одежда или образ жизни людей, а именно такие вопросы.
Объектами общественного порицания должны стать тиражирование лженауки, фейковых новостей, пошлости, которую пытаются завуалировать в искусство. И если в рамках закона сделать что-либо для прекращения всего этого позора невозможно, я уверен, что народ, при желании, сможет избавить себя от этой пошлости! Одним словом, решить проблему, как в свое время решил вопрос с бюстом Микаила Мушфига, вернув его на свое место.
С уважением к памяти Имадеддина Насими...