В одной из предыдущих статей я писал о том, что коллективное творчество в музыке пропадает, певцы сами пишут слова и музыку песен, которые они исполняют. Теперь я хочу поговорить о схожей проблеме в кино.
Современные режиссеры тоже заразились "болезнью" певцов. Вообще, проблема эта не ограничивается только нашей страной, она может быть повсюду. Но в государствах, где культуре уделяется особое внимание, подобные проблемы достаточно быстро решаются.
А у нас эта проблема не только не решается, а наоборот, разрастается. Режиссеры сами пишут сценарий, сами делают постановку, сами же исполняют главную роль. В результате, мы видим на местных телеканалах то, что видим.
Странно, но с первых лет появления кинематографа и до сегодняшнего дня немало режиссеров считали себя не только великими режиссерами, а еще и великими драматургами, сценаристами и актерами. Непомерное эго режиссера - не есть проблема вчерашнего или сегодняшнего дня, все это тянется десятилетиями.
Имейте уважение - не говорите плохо о великих актерах и актрисах>>
Работа режиссеров, по идее, зависимая. Их творчество не было и никогда не будет свободным, как у драматургов, сценаристов, актеров и актрис. Наверное, это бесконечное эго формируется, в том числе, из-за того, чтобы как-то "замаскировать" эту зависимость.
Для начала режиссер садится за стол, как некий великий литературный деятель, и пытается что-то написать. Пытается построить цепь определенных событий и превратить все это в сценарий. Когда дело доходит до художественного описания, построения диалогов, единства идеи и содержания, а также прочих тому подобных важных нюансов, он понимает, что литература – это не его, и написать сценарий он не может.
И тогда он берет краткое содержание, а если говорить языком кино – синопсис, и несет его сценаристу и просит сделать из этого сценарий. И тут возникает вопрос: а почему я должен писать сценарий из твоего синопсиса?
Знаете на что это похоже? Представьте, что женщина родила голову, пришла к вам и говорит – "а ты роди тело! Ну почему я должен "писать" судьбу героям, которых ты создал? Если можешь, пиши сам. Если не можешь – не трать чужое время зря и отстань!
Искусство просить: должен ли народ помогать артистам?>>
Конечно же, и в Азербайджане, и во всем мире было немало режиссеров, которые, написав хороший сценарий, сумели поставить на его основе отменный фильм. Но эти уникальные таланты рождаются редко и очень хотелось бы, чтобы каждый вновь появившийся на свет режиссер не вел себя как неподражаемый гений современности.
Дело доходит до того, что эти люди – сценаристы, режиссеры и актеры в одном лице, замечая равнодушное отношение к своей далекой от истинного творчества продукции, обижаются и угрожающе заявляют: "Больше для вас фильм снимать не буду".
Порой таких можно встретить среди творческих людей, которые жалуются на сферу кино, на то, что не видят плоды своего труда. То есть человек создает работы, за которую нормальному человеку должно быть стыдно, но при этом говорит – "искусство пропадает".
Искусство пропадает из-за таких, как ты и тех, кто открывает тебе дорогу. На что ты жалуешься? Ты всегда был позором искусства - и что теперь ты хочешь сказать этой "творческой" истерикой?!
Что выйдет из фильма, где сценарист, режиссер и актер – это один и тот же человек? Может быть, в одном фильме из десяти это и будет нормально, но если в каждом втором случае весь фильм является продуктом одного человека, то это говорит, с одной стороны, о наличии психологической проблемы, а с другой – это просто комедия абсурда на культурной сцене.
Так что сделайте одолжение, забирайте ваши перо и бумагу, камеру и свет и идите в африканскую пустыню. Такого прекрасного совета даже брат от брата не услышит, а вот я вам его даю совершенно бесплатно.