Известно, что Евросоюз в последнее время далек от стабильности. Европейский альянс раздирали противоречия еще до наступления пандемии COVID-19, и в первую очередь из-за непродуманной миграционной политики ЕС. К нашествию коронавируса Евросоюз оказался совершенно не готовым и фактически проявил беспомощность во время первой волны распространения болезни.
Многие страны-члены ЕС открыто выражали свое недовольство Брюсселем, однако противоречия в европейском альянсе удалось сгладить Германии, которая не первый год является стержневым государством Евросоюза. В основном европейские страны смогли прийти к солидарности из-за усилий многоопытной и искушенной в политических играх Ангелы Меркель - федерального канцлера ФРГ.
Но, как известно, Меркель уже объявила о своем уходе из большой политики и в 2018 году оставила пост председателя ХДС (Христианско-демократический союз Германии). Новый председатель партии, после ухода Меркель с поста канцлера, должен был стать ее преемником. Тогда, в 2018 году, партийные выборы выиграла протеже Меркель, а именно Аннегрет Крамп-Карренбауэр.
Но все пошло не по сценарию Меркель. Её подопечная, которая была еще и министром обороны страны, не справилась с работой руководителя партии. ХДС за время ее руководства проиграла несколько выборов в региональные парламенты и Крамп-Карренбауэр после этого поспешила заявить, что не будет выставлять свою кандидатуру на следующих партийных выборах.
И вот на днях был проведен онлайн-съезд ХДС. По итогам второго тура голосования главой партии стал премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Армин Лашет.
Его соперниками были извечный оппонент Меркель, известный политик Фридрих Мерц, а также председатель комитета бундестага по внешней политике и бывший министр по охране окружающей среды, охране природы и ядерной безопасности Норберт Рёттген.
Отметим, что Мерц принимал участие в выборах 2018 года, когда он во втором туре проиграл Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Сейчас многие аналитики предрекали победу этому опытному политику, но он вновь уступил.
Первый тур принес Мерцу победу. Он обошел ближайшего преследователя - Лашета - на пять голосов, однако, во втором туре набрал всего 466 голосов, тогда как Армин Лашет вызвал доверие у 521 делегата.
Таким образом, во главе ХДС стал политик, которого многие немецкие эксперты называют продолжателем курса Ангелы Меркель. Не удалось пробиться к партийной власти ни известному своей жесткой антироссийской позицией Рёттгену, ни Мерцу, который в немецком политическом истеблишменте ассоциируется как четко настроенный на США политик.
Понятно, что в ФРГ все политические силы в той или иной мере учитывают настроения Вашингтона, но Ангеле Меркель за время своего правления удавалось в какой-то мере демонстрировать свою самостоятельность. Так вот, немецкие эксперты опасались, что даже этим микродостижениям Меркель придет конец, если партию возглавит Мерц. Но этого не произошло.
Как известно, уже в этом году в Германии пройдут парламентские выборы. Казалось бы, именно Лашет поведет ХДС на эти выборы, и в случае победы станет новым канцлером Германии. Но, судя по высказываниям в немецкой прессе, не исключается возможность разделения должностей главы ХДС и канцлера ФРГ. Почему так?
Очевидно, после фиаско с Аннегрет Крамп-Карренбауэр, в ХДС решили дать возможность новому председателю партии осмотреться и показать себя. Отметим, что Лашет - довольно заметная фигура германской политики последнего времени. Он находился в центре внимания борьбы с COVID-19. Правда, некоторые его действия в борьбе с коронавирусом вызывали довольно жесткую критику, но при этом в Германии отдают должное его богатому управленческому опыту.
Так вот, думается, что Лашету дана возможность в течение нескольких месяцев нарастить свою популярность. Расчет верен: с вакциной от коронавируса у населения отпадет раздраженность и неудовлетворенность, так что Лашет, используя благоприятный момент, может нарастить свой политический вес. И тогда, вполне естественно, именно он станет кандидатом в канцлеры. А если Лашету это не удастся, то ХДС выдвинет другого кандидата, который на тот момент будет наиболее приемлем для немецкого общества.