15:05 25 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0274
  • EUR1.9035
Колумнисты
Получить короткую ссылку
98720

Слишком низкие цены и слишком высокие тарифы одинаково опасны для рынка. Если какие-то компании снижают цены, то в будущем это отразится в целом на качестве услуг.

Слишком низкие цены и слишком высокие тарифы одинаково опасны для рынка. Если какие-то компании снижают цены, то в будущем это отразится в целом на качестве услуг.

Несмотря на все ограничения военного положения и карантинного режима, жизнь крупного города идет своим чередом. Как и прежде, надо добираться до работы, выполнять свой долг, растить детей. В этом звене событий такси является одним из главных видов городского транспорта.

Вступившее в силу с 28 сентября указом президента Азербайджана в действие военное положение, а также продление срока карантинного режима до 2 ноября серьезно повлияет на жизнь граждан страны. К ограничениям в работе общественного транспорта по субботам и воскресеньям прибавился комендантский час, действующий с 21:00 до 6:00 ежедневно. Подобные правила в нынешней ситуации понятны, но при этом возникают дополнительные сложности, которые нужно как-то решать.

В столице все крупные супермаркеты закрываются уже с 20:00, транспорт также прекращает работу, а попасть домой нужно вовремя. Еще надо успеть прикупить товаров и еды впридачу. Из-за увеличившегося потока машин и общественного транспорта порой на дорогах возникают пробки. Спрос на услуги такси вырос.

В сервисе скажут: ждите, мы что-нибудь придумаем

Карантинный режим для общественного транспорта в субботу и воскресенье в Баку и без того порождает ажиотажный спрос на услуги такси. Если надо поехать за покупками или решать какие-то иные вопросы, то придется ждать машины очень долго, иногда можно и не дождаться. Конечно, в сервисе скажут, мол, ждите, мы что-нибудь придумаем, но на самом деле ничего не происходит. А что тут поделаешь? Даже во время работы общественного транспорта в сфере такси существует множество проблем.

Некоторое время назад Бакинское транспортное агентство (БТА) объявило о разработке новой концепции общественного транспорта в Баку, которая также может включать единые тарифы для такси. Ожидается, что тарифы должны иметь допустимый минимальный и максимальный предел, которого придется придерживаться всем операторам такси.

Данное предложение вызвало в обществе серьезный резонанс, так как оно непосредственно касается жизнедеятельности сотни тысяч людей. По неофициальной статистике, нелегальным или полулегальным частным извозом в столице занимаются примерно 30 тысяч человек. Скорее всего, это даже заниженная цифра. Ведь многие, даже не таксисты, не прочь набрать клиентов по одному манату, если могут подвезти их по пути. Главная цель таких перевозчиков - не заработать денег, а компенсировать расходы на топливо.

Какие плюсы и минусы есть на рынке такси?

Сфера такси все еще остается проблемной, несмотря на многочисленные попытки как-то ее упорядочить. И машины новые закупали, и таксометры устанавливали, и сервисы появились, но недовольство пассажиров сервисом такси часто проявляется в виде откровенной ругани в соцсетях. Иные же жители столицы высказывают удовлетворение низкими ценами и возможностью быстро добраться до любой точки Баку.

Какие плюсы и минусы есть в сфере услуг такси? После появления множества сервисных центров стало проще заказывать машину. Где бы ты ни находился, можно обозначить место и через некоторое время туда подъедет водитель. Цены приемлемые и не нужно выходить на дорогу или копаться в памяти телефона, чтобы найти номер знакомого таксиста. Люди стали главным и значимым звеном в этих отношениях. Раньше таксисты диктовали цены на рынке, теперь же рынок и конкуренция диктуют им свои условия. Правила ясны, цены обозначены.

Автомобили были на вес золота

Лет 30 назад халтурить на какой-то иномарке было делом недопустимым. Автомобили были на вес золота. Не хватало деталей, ремонт был невероятно дорогой. Естественно, возить клиентов на мерседесах было занятием неприбыльным. По какой-то старой советской привычке еще долгое время услуги такси всегда считались чем-то дорогим и недоступным большинству населения.

Странно, что такие убеждения до сих присутствуют у некоторой части граждан. Почему такси должно считаться роскошью? Почему оно не должно быть доступно широкому кругу людей? Заведующего юридическим отделом БТА Хикмета Бабаева уволили с занимаемой им должности именно после его скандального заявления про "такси для богатых" в эфире одного из телеканалов. Завотделом заявил, что низкие цены в услугах такси недопустимы, подобные услуги должны якобы основываться на наличии у граждан определенных финансовых возможностей.

При низких ценах такси можно вообще не дождаться

Параллельно с положительными сторонами в сфере услуг такси есть и множество недочетов. При низких ценах можно машин вообще не дождаться. Если кому-то срочно нужно добраться до определенного места, можно гарантированно опоздать, если надеяться только на этот сервис. В час пик или в центре города за низкую цену к вам могут и подъехать - в надежде заработать к этой сфере прибилось очень много чуждых и неспособных к работе с клиентами людей. Но с такими всю дорогу до места назначения зачастую приходится слушать жалобы на плохую жизнь, дорогие запчасти, плохие дороги, неумелых водителей.

Надо что-то вместить в багажник, а там грязно или забито чем-то непонятным. А иногда попадаются вообще уникальные водители, которые могут потребовать целлофан, чтобы постелить под багаж даже для чистых вещей. Поставил что-то в салон, потребуют дополнительной платы. Разные встречаются таксисты. Сегодня трудно найти старые кадры, которые хорошо знали город, могли без проблем добраться до нужной точки без всякого навигатора. А техника порой подводит, вот и крутится неопытный водитель вокруг цели. Сами диспетчеры также не очень хорошо ориентируются в районах Баку. Поэтому между клиентами и водителями возникают спорные ситуации, когда вроде бы заказ выполнен, а до нужной точки еще метров триста.

Туристы, иностранные гости также хотят обслуживания приличными такси

В самой системе очень много всего интересного. Например, если водитель не хочет обслуживать курящих клиентов, то он ставит в программе заказов особый знак и даже может предупредить диспетчера об этом. Но водители признаются, что ни диспетчеры, ни владельцы сервиса зачастую не интересуются этими предупреждениями. Лишь бы был клиент, а если тот захочет покурить в машине, то пусть водитель сам разбирается с этим вопросом.

Неважно обстоит у нас ситуация с премиум-услугами такси. Часть среднего класса не хочет опаздывать на деловые встречи, и не желает слушать о проблемах таксиста. Эти люди предпочитают опрятных водителей с чистыми салонами авто. Туристы, иностранные гости также хотят обслуживания приличными такси. Но для сервиса на международном уровне не хватает ни машин, ни водителей высокого качества. Лишь некоторые компании такси могут его предложить клиенту, в то же время училищ для обучения этой профессии у нас нет, а самоучек-водителей хоть отбавляй.

Не надо регулировать тех, кто занимается частным извозом за манат

Что нужно предпринять для повышения качества услуг такси? Для начала разделить такси по категориям. Конечно, необходимо создавать премиум-такси в расчете на поток туристов в посткоронавирусный период. Хотя бы несколько сервисов со своим таксопарком, обслуживанием и нормальным подбором кадров должны стать примером для всей отрасли. Здесь нужно установить четкие правила, за соблюдением которых действительно нужно следить.

В то же время ни в коем случае не надо регулировать тех, кто занимается подвозом людей по манату. Такие схемы есть и в других странах, например, если нескольким людям надо ехать в одном определенном направлении, то они заранее договариваются, делят расходы на бензин и берут одну машину. Даже есть такие группы в соцсетях, куда можно писать, чтобы добраться до места назначения. У нас же это приобрело свою форму - заплатил один манат и проехал 40 километров с ветерком. В условиях, когда общественный транспорт явно не справляется с пассажиропотоком, этот способ перевозок действительно служит спасением для многих граждан.

А вот некое регулирование в сфере сервисного такси или отдельных таксистов внедрить можно и даже нужно. Скажем, слишком низкие цены и слишком высокие тарифы одинаково опасны для рынка. Если какие-то компании снижают цены, то в будущем это отразится в целом на качестве услуг. Ведь при организации этой работы нужно учитывать и амортизацию машины, и иные траты, но такие детали компании мало интересуют. Главное - сегодня урвать побольше, а завтра будь что будет. Таксисты-частники не станут работать себе в убыток, а вот если связался с компанией, жди проблем в будущем. И минимальные, и максимальные цены в этом смысле могут быть полезны.

При наличии четкой программы действий даже небольшими шагами можно в итоге достичь вполне хороших результатов в сфере услуг такси. Главное - знать, что надо делать.

Теги:
такси

Главные темы

Орбита Sputnik