https://az.sputniknews.ru/20250607/v-azerbaydzhane-dazhe-uchaschiesya-litseev-poseschayut-repetitorov-471560498.html
В Азербайджане даже учащиеся лицеев посещают репетиторов
В Азербайджане даже учащиеся лицеев посещают репетиторов
Sputnik Азербайджан
Эксперт по вопросам образования отметил, что в некоторых престижных лицеях в Баку 80-90% учащихся X -XI классов ходят на дополнительную подготовку 07.06.2025, Sputnik Азербайджан
2025-06-07T20:02+0400
2025-06-07T20:02+0400
2025-06-07T20:02+0400
эксклюзивы
азербайджан
общество
образование
министерство науки и образования ар
школьник
лицей
репетиторы
эксперт
кямран асадов
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e9/06/07/471562340_0:0:3068:1727_1920x0_80_0_0_33ff72954af3eb3dd5550552ecece7ce.jpg
БАКУ, 7 июн — Sputnik. Министерство науки и образования, приняв во внимание многочисленные обращения граждан, не изменило в этом году правила приема в лицеи и гимназии. Об этом Sputnik Азербайджан сообщили в министерстве. Отмечается, что, учитывая большую заинтересованность учащихся к обучению в лицеях и гимназиях и их подготовку к экзаменационному процессу в течение всего учебного года, в нынешнем году прием будет осуществляться в порядке исключения в V, VI и VIII классы и в централизованном вступительном экзамене будут принимать участие учащиеся IV, V и VII классов соответственно. С 2026/2027 учебного года прием в лицеи и гимназии будет осуществляться только с седьмого класса. Отметим, что решение министерства об изменении правил приема в лицеи и гимназии за 20 дней до его начала вызвало широкое недовольство. Родители рассказали, что не один год они финансировали обучение своих детей с тем, чтобы они могли поступить в лицей или гимназию, и потребовали от министерства отменить решение. Недавний протест недовольных родителей перед зданием образовательного ведомства принес результат. Эксперты также заявили, что внезапное решение министерства по поводу приема в лицеи было неправильным шагом. Следует отметить, что в последние годы существенно вырос интерес к учебе в лицеях и гимназиях, родители не жалеют денег, чтобы подготовить детей к поступлению в эти учебные заведения. Оправданы ли все затраты и ожидания? Если исходить из результатов выпускных и вступительных экзаменов, которые обнародовал Государственный экзаменационный центр (ГЭЦ), то самые высокие результаты по Баку, Сумгайыту и Абшерону показали выпускники Сумгайытской гимназии естественных наук, Бакинского турецкого лицея, лицея Türkiyə Dəyanət Vəqfi, Бакинского химико-биологического лицея и лицея Zəkalar. Но эксперты считают, что эти показатели не отражают качества обучения в этих учебных заведениях. Как сообщил Sputnik Азербайджан эксперт по вопросам образования Кямран Асадов, 80-90% учащихся X и XI классов некоторых престижных лицеев в Баку дополнительно занимаются с репетиторами. По его мнению, прежде всего, нет достоверной и систематической официальная статистики о высоких результатах учащихся лицеев на вступительных экзаменах. По данным ГЭЦ за 2023 и 2024 годы, в отдельных случаях учащиеся этих учебных заведений набрали высокие баллы. Но причина этих результатов не только в качестве образования в лицее, но и в том, что эти учащиеся параллельно посещают репетиторов и подготовительные курсы. Недоверие к существующей системе образования Асадов считает, что основной причиной, по которой родители стремятся устроить своих детей в лицеи, является ослабление доверия к общеобразовательным школам. Однако все перечисленное не гарантирует полной подготовки учащегося к высшему образованию. Нынешняя модель приема в вузы в основном строится на тестах и технике выбора, а учебная программа лицеев часто не соответствует этому требованию. Хотя в лицеях существует углубленное изучение предметов, иногда это не в полной мере соответствует формату экзамена ГЭЦ. В результате учащиеся X – XI классов лицеев вынуждены для подготовки к вступительным экзаменам заниматься с репетиторами. По его словам, еще один важный вопрос касается самого приема в лицеи. Иногда он проходит по итогам многочисленных тестов и собеседования, а порой – на основе непрозрачных критериев и отношений. Это не только подрывает имидж лицеев, но и нарушает принципы справедливости. Если поступление в лицей непрозрачно, то и полученный там результат будет необъективным. Для успешной подготовки учащихся лицеев к экзаменам в вузы необходимо адаптировать их учебную программу и учебные часы к формату вступительных экзаменов, модернизировать учебные стратегии преподавательского состава и создать систему психологической и академической поддержки, ориентированную на индивидуальное развитие учащихся. В противном случае лицей будет отличаться от обычной школы лишь своим названием, а его учащиеся не смогут добиться высоких результатов без занятий с репетиторами.
https://az.sputniknews.ru/20250529/abiturienty-zhaluyutsya-na-gets-na-ekzamene-byli-voprosy-ne-po-uchebnikam-471469690.html
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e9/06/07/471562340_271:0:3002:2048_1920x0_80_0_0_ed13ed1baeaadd97ad5264af7dd8774e.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
азербайджан, общество, образование, министерство науки и образования ар, школьник, лицей, репетиторы, эксперт, кямран асадов
азербайджан, общество, образование, министерство науки и образования ар, школьник, лицей, репетиторы, эксперт, кямран асадов
В Азербайджане даже учащиеся лицеев посещают репетиторов
Эксперт по вопросам образования отметил, что в некоторых престижных лицеях в Баку 80-90% учащихся X -XI классов ходят на дополнительную подготовку
БАКУ, 7 июн — Sputnik. Министерство науки и образования, приняв во внимание многочисленные обращения граждан, не изменило в этом году правила приема в лицеи и гимназии. Об этом Sputnik Азербайджан сообщили в министерстве.
Отмечается, что, учитывая большую заинтересованность учащихся к обучению в лицеях и гимназиях и их подготовку к экзаменационному процессу в течение всего учебного года, в нынешнем году прием будет осуществляться в порядке исключения в V, VI и VIII классы и в централизованном вступительном экзамене будут принимать участие учащиеся IV, V и VII классов соответственно.
С 2026/2027 учебного года прием в лицеи и гимназии будет осуществляться только с седьмого класса.
Отметим, что решение министерства об изменении правил приема в лицеи и гимназии за 20 дней до его начала вызвало широкое недовольство. Родители рассказали, что не один год они финансировали обучение своих детей с тем, чтобы они могли поступить в лицей или гимназию, и потребовали от министерства отменить решение. Недавний протест недовольных родителей перед зданием образовательного ведомства принес результат.
Эксперты также заявили, что внезапное решение министерства по поводу приема в лицеи было неправильным шагом.
Следует отметить, что в последние годы существенно вырос интерес к учебе в лицеях и гимназиях, родители не жалеют денег, чтобы подготовить детей к поступлению в эти учебные заведения.
Оправданы ли все затраты и ожидания?
Если исходить из результатов выпускных и вступительных экзаменов, которые обнародовал Государственный экзаменационный центр (ГЭЦ), то самые высокие результаты по Баку, Сумгайыту и Абшерону показали выпускники Сумгайытской гимназии естественных наук, Бакинского турецкого лицея, лицея Türkiyə Dəyanət Vəqfi, Бакинского химико-биологического лицея и лицея Zəkalar.
Но эксперты считают, что эти показатели не отражают качества обучения в этих учебных заведениях.
Как сообщил Sputnik Азербайджан эксперт по вопросам образования Кямран Асадов, 80-90% учащихся X и XI классов некоторых престижных лицеев в Баку дополнительно занимаются с репетиторами.
"Существует мнение, что в лицеях более качественное образование, что делает их привлекательными для родителей и учащихся. Но действительно ли это так?"– задался вопросом эксперт.
По его мнению, прежде всего, нет достоверной и систематической официальная статистики о высоких результатах учащихся лицеев на вступительных экзаменах. По данным ГЭЦ за 2023 и 2024 годы, в отдельных случаях учащиеся этих учебных заведений набрали высокие баллы. Но причина этих результатов не только в качестве образования в лицее, но и в том, что эти учащиеся параллельно посещают репетиторов и подготовительные курсы.
Недоверие к существующей системе образования
Асадов считает, что основной причиной, по которой родители стремятся устроить своих детей в лицеи, является ослабление доверия к общеобразовательным школам.
"В лицеях больше внимания уделяется дисциплине, набору учителей, определению академического уровня учащихся по установленным критериям. Поэтому родители думают, что в лицее их ребенок будет находиться в лучшей среде, его лучше подготовят с академической точки зрения и мотивация учителей выше", - сказал эксперт.
Однако все перечисленное не гарантирует полной подготовки учащегося к высшему образованию. Нынешняя модель приема в вузы в основном строится на тестах и технике выбора, а учебная программа лицеев часто не соответствует этому требованию. Хотя в лицеях существует углубленное изучение предметов, иногда это не в полной мере соответствует формату экзамена ГЭЦ. В результате учащиеся X – XI классов лицеев вынуждены для подготовки к вступительным экзаменам заниматься с репетиторами.
"Это говорит о том, что школа - будь то лицей, гимназия или обычная - не может обеспечить подготовку к высшему образованию на должном уровне", - сказал Асадов.
По его словам, еще один важный вопрос касается самого приема в лицеи.
Иногда он проходит по итогам многочисленных тестов и собеседования, а порой – на основе непрозрачных критериев и отношений. Это не только подрывает имидж лицеев, но и нарушает принципы справедливости. Если поступление в лицей непрозрачно, то и полученный там результат будет необъективным.
Для успешной подготовки учащихся лицеев к экзаменам в вузы необходимо адаптировать их учебную программу и учебные часы к формату вступительных экзаменов, модернизировать учебные стратегии преподавательского состава и создать систему психологической и академической поддержки, ориентированную на индивидуальное развитие учащихся. В противном случае лицей будет отличаться от обычной школы лишь своим названием, а его учащиеся не смогут добиться высоких результатов без занятий с репетиторами.
"Причиной интереса к лицеям является общее недоверие к существующей системе образования, а не качество обучения в них. Пока система образования в целом не будет качественной и доступной, интерес к "элитным" учебным заведениям будет сохраняться и расти", - заключил Асадов.