Графики на экране, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.11.2023
Аналитика

Работа во всех сферах: чего добились Азербайджан и Узбекистан за 30 лет сотрудничества

© Photo : Ministry of Energy of AzerbaijanАзербайджан и Узбекистан подписали меморандум о сотрудничестве в области производства автомобилей
Азербайджан и Узбекистан подписали меморандум о сотрудничестве в области производства автомобилей - Sputnik Азербайджан, 1920, 31.01.2025
Подписаться
В 2025 году исполняется 30 лет со дня установления дипотношений между Азербайджаном и Узбекистаном, а в прошлом году страны подписали Договор о союзнических отношениях.
БАКУ, 31 янв — Sputnik. Реализуя совместные транспортно-энергетические проекты со странами Центральной Азии, Азербайджан также кооперируется отдельно с каждой страной этого региона, и сотрудничество с Узбекистаном в этом смысле имеет особое значение для Баку.
Так, в прошлом году Баку и Ташкент вывели свое сотрудничество на новый уровень – стороны подписали Договор о союзнических отношениях, в рамках которого была достигнута договоренность сформировать и утвердить программу развития сотрудничества двух стран по 20 направлениям.
Кроме того, на этой неделе Азербайджан и Узбекистан вместе с Турцией провели трехстороннее заседание министров иностранных дел, экономики/торговли и транспорта. На двусторонних переговорах главы МИД Азербайджана и Узбекистана подписали важный документ – Программу мероприятий по празднованию 30-летия установления дипломатических отношений между странами.
Программа предусматривает целый ряд мероприятий, направленных на углубление двустороннего сотрудничества и укрепление дружбы между народами.

Поворотный 2024 год для азербайджано-узбекских отношений

В течение 30 лет сотрудничества Азербайджан и Узбекистан реализовали ряд проектов, направленных на укрепление торгово-экономических связей двух стран. Однако 2024 год можно назвать знаковым во взаимодействии Баку и Ташкента – кроме Договора о союзнических отношениях, страны провели ряд бизнес-миссий и подписали несколько стратегических соглашений по сотрудничеству.
Так, по результатам прошедших в 2024 году бизнес-форумов Баку и Ташкент сформировали портфель проектов на $2 млрд, часть которых будет реализована за счет совместного инвестфонда. Кроме того, стороны договорились увеличить капитал этого фонда, в том числе и для выхода с инвестициями в третьи страны.
Азербайджан и Узбекистан составили отдельный план на 2025 год для укрепления межрегионального взаимодействия, а также договорились ускорить реализацию таких совместных проектов, как поставки "зеленой энергии" через Азербайджан в Европу, развитие Транскаспийского коридора (Средний коридор/ТМТМ).
В то же время в 2024 году было анонсировано создание узбекского предприятия легкой промышленности в городе Ханкенди.

Взаимный интерес предпринимателей

Узбекские предприятия проявляют интерес к проектам на территории Азербайджана – в октябре 2023 года в Гаджигабульском промышленном квартале было введено в эксплуатацию совместное азербайджано-узбекское предприятие по производству легковых автомобилей ООО Azərmaş CP.
В то же время азербайджанские компании также инвестируют в узбекскую экономику, в том числе через запуск СП с узбекскими контрагентами. На конец 2023 года в Узбекистане осуществляли деятельность 236 предприятий с азербайджанским капиталом, из них 62 – совместных и 174 предприятия со 100-процентным иностранным капиталом.
Что касается торгового сотрудничества, то объем торгового оборота между Азербайджаном и Узбекистаном за последние пять лет показал завидный рост в более чем 2,5 раза. Так, если в 2020 году товарооборот между странами составлял $82,2 млн, то по итогам января-ноября 2024-го данный показатель достиг $223 млн.
При этом Баку и Ташкент планируют увеличить взаимный товарооборот до $1 млрд в краткосрочной перспективе путем замещения импорта из третьих страны на основе анализа востребованных товаров, проведения регулярных торговых и бизнес-миссий, выставок национальной продукции в крупнейших городах на взаимной основе.

Совместные проекты по геологоразведке и добыче ископаемых

Узбекистан и Азербайджан планируют совместные работы по разработке и добыче полезных ископаемых на территории третьих стран, в частности Афганистана. Так, в 2024 году официальные делегации Азербайджана и Узбекистана совершили совместный визит в Афганистан, где одной из тем переговоров стало инвестирование в местную горнодобывающую промышленность.
Кроме того, узбекские и азербайджанские компании также примут участие в нефтегазовых проектах двух стран. В частности, Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) приглашена к совместной разведке углеводородов на плато Устюрт на северо-западе Узбекистана.
В то же время узбекские компании также проявляют интерес к нефтегазовым проектам Азербайджана. В конце мая 2024-го стало известно, что "Узбекнефтегаз" и SOCAR прорабатывают подписание соглашения о вхождении узбекистанской компании в нефтегазовый проект "Шахдениз".
Участие в разработке этого азербайджанского месторождения, как ожидается, позволит Узбекистану в качестве инвестора укрепить межгосударственные отношения, развить и углубить сотрудничество в нефтегазовой сфере, получить доходы от инвестиционных вложений в виде дивидендов, а также возможности доступа к энергетическим источникам для восполнения растущих потребностей экономики страны.

Транспорт и транзит

Узбекистан также является надежным партнером Азербайджана в транспортной сфере – узбекские поставщики используют транспортный коридор Кыргызстан–Узбекистан–Туркменистан–Азербайджан–ЕС для вывода своих товаров на мировой рынок.
Кроме того, сегодня Узбекистан реализует другой важный транспортный проект – это железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, строительство которой началось в декабре прошлого года. Новый маршрут, который станет частью инициативы "Один пояс, один путь", станет южным звеном континентального моста Евразии и откроет пути на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и Ближнего Востока.
Проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан находится в центре внимания и Азербайджана, который благодаря своим логистическим возможностям становится центром транзита между Европой и Азией.
Так, после строительства и запуска магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан она будет интегрирована в транспортную систему Казахстана или Туркменистана с последующим выходом к Каспийскому морю. А оттуда дальнейший маршрут может идти через территорию Азербайджана, Грузии и Турции в Европу или через западную (с участием Азербайджана) ветвь МТК "Север-Юг" в РФ.
В любом случае, запуск железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном станет дополнительным бонусом для Азербайджана, который, привлекая новые объемы грузов из КНР, усилит свою транзитную роль и увеличит прибыль.

Электроэнергия в Европу: Узбекистан приглашает новых участников

Сотрудничество Узбекистана и Азербайджана также развивается в сфере энергетики, и главным проектом между странами с участием Казахстана, Грузии, Венгрии и Румынии станет экспорт электроэнергии из Центральной Азии и Азербайджана в Европу.
Так, в мае прошлого года Казахстан, Азербайджан и Узбекистан приступили к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта по интеграции энергетических систем и прокладке высоковольтного кабеля по дну Каспия для продажи "зеленой" энергии в страны Европейского союза. Еврокомиссия считает этот проект важным для всей Европы и выделила на него 2,3 млрд евро. Инвестиции в него рассчитаны на период до четырех лет.
В Узбекистане заявили, что готовы к 2030 году экспортировать до 5 ГВт "зеленой" энергии в страны Европы по создаваемому энергетическому коридору с Азербайджаном.
Вместе с тем Узбекистан привлекает новых участников и инвесторов в данный проект. В декабре стало известно, что Саудовская Аравия может быть привлечена в проект по поставкам "зеленой" энергии в Европу, что, как ожидается, ускорит его реализацию.
Встреча глав МИД Азербайджана, Турции и Узбекистана - Sputnik Азербайджан, 1920, 29.01.2025
Новости
Азербайджан, Турция и Узбекистан подписали дорожную карту в сфере транспорта
Лента новостей
0