Нефть и газ
Последние новости о нефтегазовом рынке читайте в специальном сюжете Sputnik Азербайджан

Украина пытается сохранить доход от транзита газа: нужно ли Баку "изобретать велосипед"?

© Photo : SOCARСотрудник SOCAR на месте работы
Сотрудник SOCAR на месте работы - Sputnik Азербайджан, 1920, 05.11.2024
Подписаться
Словацкая госкомпания заявила, что в ближайшее время сделки по замене российского газа на азербайджанский и его прокачка через Украину не планируются.
БАКУ, 5 ноя — Sputnik. Чем ближе срок окончания соглашения Украины и "Газпрома" по транзиту российского газа в Европу через газоизмерительную станцию "Суджа", тем отчаяннее украинская сторона ищет пути сохранения транзитных доходов. В июле этого года президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Киев изучает возможность прокачки азербайджанского газа через свою территорию в ЕС после окончания транзитного договора с "Газпромом".
Правда, затем в сентябре еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон заявила, что Еврокомиссия не участвует в переговорах о поставках азербайджанского газа в ЕС через Украину и вообще в такой схеме нет необходимости, так как европейские страны и так получают азербайджанский газ через инфраструктуру по территории Турции.
Однако украинские и западные СМИ продолжали писать о транзитных поставках азербайджанского газа в Европу через Украину, и в минувший четверг Bloomberg сообщил, что компании из Венгрии и Словакии близки к подписанию соглашения о получении 12–14 млрд кубометров природного газа в год из Азербайджана через Украину.
Однако уже в пятницу словацкая госкомпания SPP (Slovenský plynárenský priemysel) опровергла это сообщение, заявив Reuters, что в ближайшее время сделки по замене российского газа на азербайджанский и его прокачка через Украину не планируются.

Зачем Азербайджану "изобретать велосипед"?

Как известно, Азербайджан с 2021 года поставляет газ на европейский рынок, и объемы поставок растут из года в год в среднем на 10-15%. Так, если в 2023-м Азербайджан поставил на мировой рынок 11,8 млрд кубометров газа, то за первые три квартала этого года экспорт составил 9,4 млрд кубометров.
Поставки азербайджанского газа осуществляются через систему Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) газопроводов, которые проходят через территорию Грузии и Турции с последующим выходом в Европу.
В планах Азербайджана увеличить поставки газа в европейском направлении по данным газопроводам до 14 млрд кубометров к 2026 году, а затем и вовсе нарастить экспорт до 20 млрд кубометров начиная с 2027-го.
Несомненно, для этого необходимо расширить мощность газопровода ТАР, инвестируя дополнительные средства в соответствующие работы, и это расширение пока не запущено главным образом ввиду неоднозначной позиции ЕС, который периодически заявляет о своем намерении отказаться полностью от ископаемого топлива, в том числе природного газа.
Данные заявления тормозят и добычу газа в Азербайджане, так как для производства больших объемов "голубого топлива" важно обеспечить его реализацию, а крупнейший рынок сбыта азербайджанского газа – Европа – очевидно переживает период неопределенности.
В таком случае Азербайджану рискованно добывать больше газа для того, чтобы направлять его часть в транзитную систему Украины, не говоря уже о расходах на более длинный и дорогостоящий, а в некоторой степени и рискованный маршрут через газораспределительную систему этой страны.
Другой вариант, который предлагает Украина, – это закачка азербайджанского газа в украинские подземные хранилища и хранение его там некоторое время. Киев предлагает Баку закачать топливо в ПХГ и ждать пика спроса и роста цен, а затем продавать "голубое топливо" на бирже по выгодной цене.
Тут стоить отметить, что все объемы добываемого газа Азербайджана законтрактованы и проданы еще до того, как они физически добыты, а те излишки, которые оказываются у Азербайджана свободными, закупаются партнерами в Европе сверх законтрактованных по рыночной цене. То есть искать новые инфраструктурные решения для поставок газа на Украину, а затем еще и платить Киеву за его хранение Баку явно невыгодно.

Перспективы газоснабжения Европы в 2025 году будут хуже

Несмотря на все попытки Европы снизить зависимость от импорта "голубого топлива" из России и самонадеянные заявления Брюсселя о достижении поставленной цели, уязвимость европейского энергоснабжения крайне высока. Малейший сбой в производстве газа в странах-поставщиках, очередной виток напряженности на Ближнем Востоке или элементарное перенаправление сжиженного газа на азиатский рынок сразу же отражаются на стоимости газа в Европе.
Так, на прошлой неделе цены на "голубое топливо" достигли максимума с декабря прошлого года из-за информации о том, что в Норвегии приостановлена добыча на одной из платформ по причине ЧП. Европейские эксперты отмечают, что сейчас уровень газа в хранилищах ЕС составляет 95%, что является хорошим показателем, однако это не спасет Европу от дефицита, если зима окажется холоднее, чем две предыдущие.
"Единственной причиной, по которой ЕС пережил зиму 2022-2023 годов, была удача, которая принесла континенту более мягкую, чем обычно, зиму. На удачу не стоит полагаться, когда речь идет о безопасности поставок энергии. Именно поэтому Россия все еще остается вторым по величине поставщиком природного газа в ЕС, даже несмотря на санкции", – говорится в статье аналитика издания OilPrice.
При этом альтернативные источники поставок газа в Европу остаются ненадежными – поставки сжиженного газа из США часто сокращаются из-за изменения рынка сбыта, а политика Джо Байдена по торможению новых проектов СПГ хотя и была позже отменена, но отодвинула на несколько лет реализацию планов Вашингтона нарастить производство СПГ.
А Европе, как известно, для поддержания энергобезопасности этой зимой газ нужен прямо сейчас, а возможное прекращение поставок российского газа через Украину может стать серьезным испытанием для экономики Европы, в частности, таких неподготовленных к амбициям Брюсселя стран, как Венгрия и Словакия.
Вентиль на газопроводе - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.11.2024
Аналитика
Турция пытается сместить центр торговли газом в Стамбул – хаб все еще актуален?
Лента новостей
0