Графики на экране, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.11.2023
Аналитика

Инициатива РФ на COP29 – что такое углеродный рынок и как он решит проблему выбросов

© AP Photo / Sergei GritsBakıda COP29 yazısı olan tablo, arxiv
Bakıda COP29 yazısı olan tablo, arxiv - Sputnik Азербайджан, 1920, 19.10.2024
Подписаться
Как ожидают сторонники создания единого международного углеродного рынка, это позволит усилить контроль над реализацией проектов по сокращению выбросов крупными предприятиями.
БАКУ, 19 окт — Sputnik. На климатическом саммите ООН в Баку (COP29) наряду со множеством инициатив и проектов, которые будет предлагать и продвигать Азербайджан, состоится и рассмотрение проектов стран-участниц мероприятия. Так, Россия, как ожидается, предложит создать международный углеродный рынок.
"Важно успеть сформировать международный углеродный рынок с едиными условиями, с реально работающими механизмами учета углеродных единиц и их обмена. Уже совсем скоро на климатической конференции COP29 в Баку Россия представит свою позицию на этот счет", – заявил специальный представитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов.

Углерод, который продают и покупают

Международный рынок углерода – это рынок, где ведется торговля углеродными единицами, то есть, квотами на выброс парниковых газов, которые эквивалентны одной тонне углекислого газа.
Углеродные единицы, в свою очередь, делятся на два типа, первый - это единицы, подтверждающие, что компания сократила выбросы парниковых газов в результате реализации климатических проектов. Такие единицы называются углеродными кредитами.
Второй тип углеродных единиц – те, которые подтверждают право компаний на выброс парниковых газов в рамках квоты на выбросы. Такие единицы называют разрешениями на выбросы.
Углеродные единицы были созданы на основе Киотского протокола в 1997 году, когда было принято решение устанавливать квоты на выбросы углекислого газа для крупных компаний и предприятий, в результате деятельности которых в атмосферу выбрасываются большие объемы парниковых газов. При этом неиспользованные квоты или единицы можно продавать и покупать, и, соответственно, если предприятию не хватает выделенных квот, их можно купить на углеродных рынках.
Углеродные единицы могут купить и те компании, которые пока не имеют возможности модернизировать производство и снизить выбросы в атмосферу естественным образом.
На углеродных рынках ежегодно совершаются сделки на миллиарды долларов по купли-продажи квот на выбросы. В 2021 году объем торгов на мировых рынках квот вырос на 164%, до рекордных $851 млрд, по сравнению с 2020-м. Самым крупным рынком по торговле углеродными единицами является Система торговли квотами на выбросы Европейского союза (EU ETS), на которую ежегодно приходится большая часть (свыше 80%) объема торговли квотами.

Создание углеродного рынка БРИКС

В рамках климатического форума БРИКС в Москве в августе этого года было предложено создание единого углеродного рынка. На форуме была достигнута договоренность начать в этом году переговоры о запуске специальной платформы климатических исследований БРИКС, с помощью которой станет возможно готовить исследования и доклады объединения по теме изменений климата и проводить научные мероприятия.
Эксперты считают, что создание единого углеродного рынка БРИКС можно реализовать при помощи достижения договоренностей между членами объединения о координированной работе углеродных рынков в каждой отдельной стране.
Кроме того, для создания единого рынка БРИКС важно признание принципов углеродных рынков друг друга, а также интеграция механизмов и систем отдельных рынков объединения.
Как ожидают сторонники создания единого международного углеродного рынка, это позволит усилить контроль над реализацией проектов по сокращению выбросов крупными предприятиями.

История вопроса

Создание углеродных единиц и рынка по торговле ими – это результат долгой истории прогнозов, согласно которым мир откажется от ископаемого топлива.

"В 2010-е годы появилась масса прогнозов от мировых агентств о том, что мир начинает отказываться от ископаемого топлива, и данный тезис соответствовал энергетической и климатической политике Евросоюза. А ЕС является одним из крупнейших рынков производства и потребления различных товаров и услуг, поэтому игнорировать его прогнозы было невозможно", - сказал Sputnik Азербайджан заместитель генерального директора Института национальной энергетики РФ Александр Фролов.

Второй тезис, который следовал из первого в результате прогнозов, – все вложения в проекты, связанные с ископаемым топливом, считаются высокорисковыми, отметил он.
То есть, добавил эксперт, если весь мир будет отказываться от ископаемого топлива в обозримой перспективе и если пик спроса на нефть и газ будет пройден и будет сокращаться их потребление, значит, банк, который выдаст кредит крупной компании на реализацию проектов в области добычи или переработки углеводородного сырья, рискует не вернуть вложенные деньги.
"Мировые крупные аналитические агентства стали говорить о том, что вкладывать деньги в ископаемое топливо не надо. Но при этом возникло противоречие между прогнозами и фактами объективной действительности, в рамках которых спрос на ископаемое топливо и его предложение растут. А это означает, что банкам не только можно, но и нужно выдавать кредиты тем компаниям, которые заняты добычей, транспортировкой или переработкой углеводородного сырья", - сказал Фролов.
По его словам, тогда была предложена в качестве маркера система ESG, которая стала активно использоваться для определения эко-френдли (безопасный для экологии) проектов в области ископаемого топлива. То есть если проект компании соответствует критериям ESG, то он получит кредит.
Углеродные единицы возникли параллельно выше описываемым событиям, и, по сути, это своего рода финансовый инструмент поддержки отказа от ископаемого топлива. С другой стороны, это инструмент ESG-политики, заявил Фролов.
"Представим себе в качестве упрощенной модели, что у вас есть ветроэлектростанция (ВЭС), угольная станция и нефтеперерабатывающий завод. Вот ВЭС не выбрасывает в атмосферу СО2, угольная станция и НПЗ выбрасывают. Соответственно, ВЭС может выпустить ценные бумаги, которые будут привязаны к тому объему экономии выбросов СО2, который обеспечивается при производстве электричества на этой ВЭС. То есть вы можете сказать, что в среднем производство одного КВт/ч приводит к выбросам вот такого количества СО2, а если вы производите это количество электроэнергии на ВЭС, то вы экономите выбросы такого количества СО2. Соответственно, под эту ВЭС выпускаются ценные бумаги, которые могут купить, например, угольные станции или НПЗ", - пояснил эксперт.
Таким образом, НПЗ чисто финансово компенсируют свои выбросы, а угольные станции повышают свои ЕSG-показатели. То есть при покупке углеродных единиц угольная станция показывает, что ответственно подходит к этой ситуации с выбросами углерода и тоже поддерживает "зеленую" повестку, отметил Фролов.
В то же время нефтедобывающая компания может провести компенсационные мероприятия, например, высадить деревья, провести рекультивацию почвы и так далее, и под эти мероприятия выпустить "зеленые" облигации, то есть углеродные единицы.
"То есть компания может сказать, что мы компенсировали вот такое-то количество выбросов и мы тоже выпускаем "зеленые" облигации для тех, кому это надо. А надо может быть тем компаниям, которые выходят на мировой рынок, где за выбросы СО2 на предприятиях потребуют дополненные пошлины. Такую систему пытается создать Евросоюз. Фактически это подается под тем "соусом", что ЕС таким образом стимулирует всех переходить на климатически нейтральные источники энергии, а кто не переходит, должен оплачивать этот переход", - отметил Фролов.
То есть, пояснил эксперт, создается ситуация, когда какие-то предприятия экономят выбросы СО2, а те компании, которым не хватает квот, покупают эту экономию.
Флаги Азербайджана и России, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 18.09.2024
Аналитика
Дедлайн через шесть лет: как РФ и Азербайджан добиваются реализации климатических целей?
Лента новостей
0